Третья «заброшка» чудес СССРСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
494 22 мин 6 сек
Гигантские экскаваторы в Московской области. О том, что в Московской области, где-то под Воскресенском, находятся и работают гигантские экскаваторы, или как их еще загадочно называли – абзетцеры, известно многим. Но далеко немногим известно, где именно они находятся, что они из себя представляют и вообще для чего они. Итак, для начала краткая историческая справка. Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале 16 в. предложил схемы экскаваторов-драглайнов. В России первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском заводе под руководством А. А. Бетанкура во втором десятилетии 19 в. Одноковшовый неполноповоротный экскаватор на рельсовом ходу был запатентован в 1834 В. Отисом (США); широкое применение одноковшовых экскаваторов началось с конца 19 в. в связи с развитием строительства железных дорог. В 1910 появились первые электрические экскаваторы, в 1912 - полноповоротные экскаваторы на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, в 1916 - с дизелем, в 20-е гг. - первые полноповоротные экскаваторы средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ. Производство одноковшовых экскаваторов в России было начато в 1901 на Путиловском (ныне ленинградский Кировский) заводе. В СССР производство экскаваторов было организовано в 1931. С 1947 Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов с ковшами ёмкостью 3-5 м3. В 1958 на УЗТМ был изготовлен шагающий экскаватор-драглайн с ковшом 25 м3 и стрелой 100 м, а на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) в 1965 - экскаватор-лопата с ковшом 35 м3 для крепких грунтов. В 1975 УЗТМ закончил изготовление шагающего драглайна с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м. За рубежом производство экскаваторов сосредоточено в США (фирмы «Марион», «Бюсайрус», «Харнитфегер» и др. ), Великобритании, ФРГ, ГДР, Франции, Японии, ПНР, ЧССР и др. странах. В США в 1968 фирма «Бюсайрус» изготовила шагающий экскаватор-драглайн с ковшом ёмкостью 168 м3 для мягких грунтов, а фирма «Марион» экскаватор-лопату с ковшом ёмкостью 153 м3. Сухопутный многоковшовый экскаватор, изобретённый во Франции М. Кувре в 1860, был применен на строительстве Суэцкого канала. В конце 19 в. многоковшовые экскаваторы получили широкое применение в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. В 1921 в Германии появились экскаваторы с ковшами ёмкостью 525 л, в 1933-1200 л, в 1939-1500 л, в 1941- 2000 л. В 1958 в ФРГ был введён в действие роторный экскаватор с ковшами ёмкостью 3600 л. В СССР в 1967 НКМЗ начал выпуск мощных роторных экскаваторов производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 -5000 м3/ч. Многоковшовые экскаваторы наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами. Экскаваторы малой мощности, с ковшами ёмкостью до 150 л, могут работать с любым видом транспорта, а машины средней и большой мощности - с ж. -д. и конвейерным транспортом. Помимо вскрышных работ на карьерах многоковшовые экскаваторы применяют в мелиорации и для отвальных работ. Экскаваторы для мелиоративных работ обычно относятся к цепным машинам поперечного копания; отличаются небольшим удельным давлением на грунт (около 3-104 Па) и предназначены для рытья траншей с откосами и небольших каналов. Глубина копания до 2, 5 м, ширина канала до 12 м. Ёмкость ковша 25-75 л, масса экскаватора 12-20 т. Удельная мощность около 1 квт на 1 л ёмкости ковша, производительность 1, 5-3 м3/ч на 1 т массы (большее значение - для малых моделей). Реже применяются экскаваторы продольного копания со специальным рабочим оборудованием. Отвальные экскаваторы, или абзетцеры, с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми экскаваторами. Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний - высотой до 50 м. Так вот, под Воскресенском добычу фосфоритов вели именно многоковшовые экскаваторы. В нескольких десятках метров от координат N 55 16. 118 E 38 48. 923 до лета 2006 года находились три абзетцера: два немецких добывающих многоковшовых карьерных экскаватора Bukau ES-400-20/8. (400 литровый ковш, 20 метров максимальная высота и 8 метров максимальная глубина копания) и один советский вскрышной экскаватор. Кроме них можно было посмотреть на путепередвигатель, сравнительно небольшой агрегат, который передвигал пути, по которым двигались все эти махины и кабелеукладчик. Монстров каким-то хитрым образом собирали на земле и поэтапно монтировали в единое целое. Представить себе и понять этот процесс на словах нам так и не удалось… Добычу монстры вели с 60-х до 1993 года. Гигантские экскаваторы в Московской области. О том, что в Московской области, где-то под Воскресенском, находятся и работают гигантские экскаваторы, или как их еще загадочно называли – абзетцеры, известно многим. Но далеко немногим известно, где именно они находятся, что они из себя представляют и вообще для чего они. Итак, для начала краткая историческая справка. Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале 16 в. предложил схемы экскаваторов-драглайнов. В России первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском заводе под руководством А. А. Бетанкура во втором десятилетии 19 в. Одноковшовый неполноповоротный экскаватор на рельсовом ходу был запатентован в 1834 В. Отисом (США); широкое применение одноковшовых экскаваторов началось с конца 19 в. в связи с развитием строительства железных дорог. В 1910 появились первые электрические экскаваторы, в 1912 - полноповоротные экскаваторы на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, в 1916 - с дизелем, в 20-е гг. - первые полноповоротные экскаваторы средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ. Производство одноковшовых экскаваторов в России было начато в 1901 на Путиловском (ныне ленинградский Кировский) заводе. В СССР производство экскаваторов было организовано в 1931. С 1947 Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов с ковшами ёмкостью 3-5 м3. В 1958 на УЗТМ был изготовлен шагающий экскаватор-драглайн с ковшом 25 м3 и стрелой 100 м, а на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) в 1965 - экскаватор-лопата с ковшом 35 м3 для крепких грунтов. В 1975 УЗТМ закончил изготовление шагающего драглайна с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м. За рубежом производство экскаваторов сосредоточено в США (фирмы «Марион», «Бюсайрус», «Харнитфегер» и др. ), Великобритании, ФРГ, ГДР, Франции, Японии, ПНР, ЧССР и др. странах. В США в 1968 фирма «Бюсайрус» изготовила шагающий экскаватор-драглайн с ковшом ёмкостью 168 м3 для мягких грунтов, а фирма «Марион» экскаватор-лопату с ковшом ёмкостью 153 м3. Сухопутный многоковшовый экскаватор, изобретённый во Франции М. Кувре в 1860, был применен на строительстве Суэцкого канала. В конце 19 в. многоковшовые экскаваторы получили широкое применение в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. В 1921 в Германии появились экскаваторы с ковшами ёмкостью 525 л, в 1933-1200 л, в 1939-1500 л, в 1941- 2000 л. В 1958 в ФРГ был введён в действие роторный экскаватор с ковшами ёмкостью 3600 л. В СССР в 1967 НКМЗ начал выпуск мощных роторных экскаваторов производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 -5000 м3/ч. Многоковшовые экскаваторы наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами. Экскаваторы малой мощности, с ковшами ёмкостью до 150 л, могут работать с любым видом транспорта, а машины средней и большой мощности - с ж. -д. и конвейерным транспортом. Помимо вскрышных работ на карьерах многоковшовые экскаваторы применяют в мелиорации и для отвальных работ. Экскаваторы для мелиоративных работ обычно относятся к цепным машинам поперечного копания; отличаются небольшим удельным давлением на грунт (около 3-104 Па) и предназначены для рытья траншей с откосами и небольших каналов. Глубина копания до 2, 5 м, ширина канала до 12 м. Ёмкость ковша 25-75 л, масса экскаватора 12-20 т. Удельная мощность около 1 квт на 1 л ёмкости ковша, производительность 1, 5-3 м3/ч на 1 т массы (большее значение - для малых моделей). Реже применяются экскаваторы продольного копания со специальным рабочим оборудованием. Отвальные экскаваторы, или абзетцеры, с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми экскаваторами. Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний - высотой до 50 м. Так вот, под Воскресенском добычу фосфоритов вели именно многоковшовые экскаваторы. В нескольких десятках метров от координат N 55 16. 118 E 38 48. 923 до лета 2006 года находились три абзетцера: два немецких добывающих многоковшовых карьерных экскаватора Bukau ES-400-20/8. (400 литровый ковш, 20 метров максимальная высота и 8 метров максимальная глубина копания) и один советский вскрышной экскаватор. Кроме них можно было посмотреть на путепередвигатель, сравнительно небольшой агрегат, который передвигал пути, по которым двигались все эти махины и кабелеукладчик. Монстров каким-то хитрым образом собирали на земле и поэтапно монтировали в единое целое. Представить себе и понять этот процесс на словах нам так и не удалось… Добычу монстры вели с 60-х до 1993 года. Техосмотр проходили ежегодно, последний был в 1992 году… без ТО агрегаты проработали еще год, а потом окончательно развалившемуся предприятию они стали не нужны… и машины, которые могли исправно работать целый век, оставили тут попросту погибать…Судьба этих трех гигантов грустна, но они хоть успели ударно поработать. А еще один абзетцер с объемом ковша 710 литров был собран около Луховиц. Собирали его как раз в конце 80-х годов. Собрали… и начались перестроечные реформы, никому огромный монстр стал не нужен. Он даже не успел зачерпнуть грунта в свои ковши… Простояв несколько лет без применения он был разграблен и растащен в пункты приема металлов. В 2003-2006 г. г. монстры были разрезаны на части, полностью разобраны и вывезены, осталась лишь небольшая кучка металлолома да пара хозяйственных зданий, в одном из которых содержится сторож. Смотреть здесь, увы, больше нечего – можно лишь оценить грандиозность размеров выкопанного монстрами карьера. Зато теперь всем, кто еще не видел эти агрегаты, предоставляется, так сказать, последняя уникальная возможность, увидеть их за работой. Неподалёку имеется другой карьер, в котором продолжают жить и трудиться ещё два монстра. К карьеру ведут дорога и железнодорожная ветка из ржавых и перекошенных рельсов. Въезд на территорию карьера запрещён, имеется охрана в виде сторожа и двух собак. Но за работой монстров можно понаблюдать, не нарушая запретов и не проникая на охраняемую территорию – для этого достаточно подняться на один из высоких, похожих на горную гряду отвалов на краю карьера. С вершины этой рукотворной горы открывается вид на всю огромную территорию карьера, на самих монстров и на своеобразный «каньон», образованный крутыми склонами отвалов. Декабрь 2009. Заброшенные карьеры Лопатинского рудника с гигантскими многоковшовыми экскаваторами стали местом паломничества туристов. Всего каких-то 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, когда на территории нынешней Московской области простиралось бескрайнее море, здесь во множестве обитали закрученные в свои раковины немногословные аммониты, ныряли и резвились шустрые зубастые ихтиозавры. И всего каких-то 15 лет назад, когда доисторическая живность давно уже сошла с арены истории, здесь еще обитала колония огромных экскаваторов. Стальные чудовища, жадно вгрызались в донные пески древнего моря и с грохотом наполняли продуктами своей жизнедеятельности бесконечные железнодорожные составы. Времена и тех, и других монстров безвозвратно ушли, чудища, как и положено динозаврам, вымерли, но если органические скелеты первых обнаружить, порой, еще можно, то металлическим скелетам вторых уже назначено последнее свидание с плавильной печью. Лопатинский рудник занимает обширную территорию к востоку от города Воскресенска, которая, с известной долей условности, может быть названа ромбом с вершинами в поселках Лопатинском и Фосфоритном и в деревнях Максимовской и Бернякове. Большая его часть, на первый взгляд, на рудник совершенно не похожа. Местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России - странные песчаные пустыни; разноцветные - черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте… Все это - следы еще недавней бурной деятельности человека. Все это - не более чем гигантские заброшенные карьеры Лопатинского рудника. Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась в августе 1932 года и продолжалась вплоть до 1993 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1. На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой - путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
Только не забудьте, с визитом стоит поторопиться, так как огромных механических динозавров постепенно разбирают на металлолом. Но даже и после демонтажа последней техники Лопатинские карьеры благодаря неземным пейзажам останутся весьма примечательным местом. Рассказ туриста:Лопатинский рудник интересное место недалеко от Воскресенска. Там встречаются интересные штуки - гигантские экскаваторы (абзацеры) и доисторические окаменелости (аммониты и фрагменты морских рептилий). Еще недавно можно было полазить по бесхозным абзацерам, но теперь их разобрали и остались только действующие, которые охраняются. Карьеры Лопатинского рудника - место для Подмосковья уникальное. Здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры - Гигантские немецкие экскаваторы(Абзацеры), но тоже мертвыеЧто же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1. «Как добраться»В целом, Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии от Москвы и Рязани чуть к востоку от города Воскресенска, что в Московской области. К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами. В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения, поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере прочувствоваться духом местности. На своих двоих. От Москвы до пл. Москворецкая - электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток, вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды, потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника. Последний уцелевший экскаватор - по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре. Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой) от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4), однако найти ее сложнее. Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов), но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно. Общественным транспортом. От Москвы до пл. 88-й км - электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань. Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед). Далее автобусом №24 «Воскресенск - Фосфоритный», в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера), около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами №22 «Воскресенск - Ёлкино» и №37 «Воскресенск - Ёлкино - Медведка», каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день. Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления, следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день), до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская - по выбору. Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше). Личным транспортом. Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска, так и со стороны Егорьевска. К последнему уцелевшему экскаватору следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское, далее в генеральном направлении на запад - юго-запад, по бетонке приемлемого качества. Объект расположен чуть к югу от уреза 112, 8 на речке Семиславке, пока виден издалека.
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#40428
Я привык думать, что у моей кошки проблемы со зрением: она не может сфокусировать взгляд, когда смотрит на меня. Пока я не понял, что она всегда смотрит на что-то позади меня.