E-mail Пароль
Забыли пароль?
Логин E-mail Пароль Подтвердите пароль
E-mail

Пасха мертвецовСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки

  633   20 мин 25 сек
Навья Пасха — традиционный праздник восточных славян, связанный одновременно с христианской Пасхой и древним дохристианским праздником поминовения усопших. Наибольшее распространение этот праздник получил на Украине. Навья Пасха — Пасхальный праздник мертвецов — в разных регионах Украины приходится на разные дни. На Левобережной Украине, Киевщине и Подолье — в Чистый четверг Страстной недели или на первый четверг после Пасхи. «Навий день» иногда отмечали во вторник на Фомин день — то есть в первый вторник после Пасхи. На Херсонщине считают, что Навья Пасха случается в Чистый понедельник, в самом начале Великого поста. В Навью Пасху мертвецы выходят из своих могил. Особенно опасны они в сумерках. В этот день на них не влияют ни «крест святой», ни молитва. По древним верованиям, мертвецы на улице не трогают только того, кто догадается облиться водой. В помещениях следует зажечь свечу или лампадку, чтобы праведной душе было легче найти дорогу. На подоконник надо выставить кутью — поминальное блюдо. В этот день запрещено употреблять слова вроде «мертвецы» или «покойники» (усопших предков можно только по имени), потому что они в это время возвращаются домой и все слышат. Называть усопших предков можно только по имени. А тем, кто не уважает своих умерших родственников, может прийтись особенно тяжко. Кроме того, к Навьей Пасхе убирали могилы, оставляли там пищу, угощали старцев — с просьбой помолиться за умершего. Кое-где пекли специальный обрядовый хлеб: одну большую лепешку или три маленькие, их еще называли «мисками». На Фомин день производили «прощальную трапезу» — проводы умерших в мир иной. Согласно одному из поверий, мертвецы в этот день выходили из могил не просто так, а чтобы отпраздновать Пасху, но только на мертвецкий лад. В полночь, по троекратному зову трубы или колокола, мертвецы встают из гробов и направляются в местную церковь. Впереди — священник, также умерший. Он произносит молитву, после чего дверь церквушки сами открываются. Весь умерший народ входит и смиренно слушает необычную службу. У алтаря стоят, притихнув, умершие дети. Они держат в руках яйца, набитые паклей. Такие яйца, в отличие от обычных пасхальных, символизируют мир мёртвых; они пусты, а пакля, пригодная разве что для изготовления мешков и ряден (обрядовых полотенец), олицетворяет тлен. После службы все христосуются и выходят из церкви. Произнеся проповедь, священник закрывает двери храма. Вскоре поют третьи петухи, и мертвецы расходятся — каждый в свою могилу. На Харьковщине в старые времена отмечали еще один подобный день. Четверг Пасхальной недели называли Мавской Пасхой. В этот день здесь чествовали мавок — умерших некрещеных детей. Считали, что в это время они выходят из воды и до Троицы ходят по земле. Старинные поверья, связанные с Навьей ПасхойОглядкиСогласно приведённому выше поверью, если даже человек повстречал на улице или в своем доме мертвеца, это отнюдь не обязательно приведет для него к фатальным последствиям. Правильно выполненный определённый ритуал позволит ему отделаться легким испугом. Согласно же ещё более древним верованиям, живым нельзя видеть ничего потустороннего — это может сказаться на их физическом и психическом здоровье и на благополучии, а то и привести к смерти. Однако порой находились смельчаки, которые специально отправлялись в ночь Навьей Пасхи поглядеть на мертвецов. Бывало также, что это происходило случайно, через ведьмовские козни или из-за тоски по умершим родственникам. Так, в одной легенде старшая сестра пошла в церковь в полночь на Навью Пасху, чтобы увидеть младшую, которая умерла накануне. Дойдя до паперти, девушка увидела свою покойную сестру, которая заходила последней. Та тоже сразу узнала её и сказала: «Беги домой, а то мертвецы тебя задушат!» Живая бросилась бежать, мертвецы — за ней. Девушка успела забежать в свой дом и рассказать обо всем, что видела, однако после сразу же умерла. Как правило, в подобных преданиях рассказчик предостерегает оглядываться, убегая от мертвецов. Мотив «оглядки» распространен как в сказочных сюжетах, так и в обрядах. С одной стороны, он связан с табуированием взгляда, подглядывания в особые, ритуально значимые моменты жизни человека — во время рождения, свадьбы, смерти. С другой — с представлением о пространстве «за плечами» человека. Ибо все, что перед глазами, — реальное, а все, что «за плечами», — невидимое, чужое, потустороннее. Поэтому новорожденного младенца, который еще не крещен, нельзя класть матери «за плечами», а она не должна лежать спиной к ребенку. По этой же причине во время венчания молодым нельзя оглядываться. Это объясняют тем, что один из них «оглядывается по второму»: когда один оглянется, со вторым может случиться всё что угодно. В результате может получиться так, что хорошей жизни не будет: не будет вестись хозяйство, дети будут умирать, а супруги в конце концов разойдутся. Навья Пасха — традиционный праздник восточных славян, связанный одновременно с христианской Пасхой и древним дохристианским праздником поминовения усопших. Наибольшее распространение этот праздник получил на Украине. Навья Пасха — Пасхальный праздник мертвецов — в разных регионах Украины приходится на разные дни. На Левобережной Украине, Киевщине и Подолье — в Чистый четверг Страстной недели или на первый четверг после Пасхи. «Навий день» иногда отмечали во вторник на Фомин день — то есть в первый вторник после Пасхи. На Херсонщине считают, что Навья Пасха случается в Чистый понедельник, в самом начале Великого поста. В Навью Пасху мертвецы выходят из своих могил. Особенно опасны они в сумерках. В этот день на них не влияют ни «крест святой», ни молитва. По древним верованиям, мертвецы на улице не трогают только того, кто догадается облиться водой. В помещениях следует зажечь свечу или лампадку, чтобы праведной душе было легче найти дорогу. На подоконник надо выставить кутью — поминальное блюдо. В этот день запрещено употреблять слова вроде «мертвецы» или «покойники» (усопших предков можно только по имени), потому что они в это время возвращаются домой и все слышат. Называть усопших предков можно только по имени. А тем, кто не уважает своих умерших родственников, может прийтись особенно тяжко. Кроме того, к Навьей Пасхе убирали могилы, оставляли там пищу, угощали старцев — с просьбой помолиться за умершего. Кое-где пекли специальный обрядовый хлеб: одну большую лепешку или три маленькие, их еще называли «мисками». На Фомин день производили «прощальную трапезу» — проводы умерших в мир иной. Согласно одному из поверий, мертвецы в этот день выходили из могил не просто так, а чтобы отпраздновать Пасху, но только на мертвецкий лад. В полночь, по троекратному зову трубы или колокола, мертвецы встают из гробов и направляются в местную церковь. Впереди — священник, также умерший. Он произносит молитву, после чего дверь церквушки сами открываются. Весь умерший народ входит и смиренно слушает необычную службу. У алтаря стоят, притихнув, умершие дети. Они держат в руках яйца, набитые паклей. Такие яйца, в отличие от обычных пасхальных, символизируют мир мёртвых; они пусты, а пакля, пригодная разве что для изготовления мешков и ряден (обрядовых полотенец), олицетворяет тлен. После службы все христосуются и выходят из церкви. Произнеся проповедь, священник закрывает двери храма. Вскоре поют третьи петухи, и мертвецы расходятся — каждый в свою могилу. На Харьковщине в старые времена отмечали еще один подобный день. Четверг Пасхальной недели называли Мавской Пасхой. В этот день здесь чествовали мавок — умерших некрещеных детей. Считали, что в это время они выходят из воды и до Троицы ходят по земле. Старинные поверья, связанные с Навьей ПасхойОглядкиСогласно приведённому выше поверью, если даже человек повстречал на улице или в своем доме мертвеца, это отнюдь не обязательно приведет для него к фатальным последствиям. Правильно выполненный определённый ритуал позволит ему отделаться легким испугом. Согласно же ещё более древним верованиям, живым нельзя видеть ничего потустороннего — это может сказаться на их физическом и психическом здоровье и на благополучии, а то и привести к смерти. Однако порой находились смельчаки, которые специально отправлялись в ночь Навьей Пасхи поглядеть на мертвецов. Бывало также, что это происходило случайно, через ведьмовские козни или из-за тоски по умершим родственникам. Так, в одной легенде старшая сестра пошла в церковь в полночь на Навью Пасху, чтобы увидеть младшую, которая умерла накануне. Дойдя до паперти, девушка увидела свою покойную сестру, которая заходила последней. Та тоже сразу узнала её и сказала: «Беги домой, а то мертвецы тебя задушат!» Живая бросилась бежать, мертвецы — за ней. Девушка успела забежать в свой дом и рассказать обо всем, что видела, однако после сразу же умерла. Как правило, в подобных преданиях рассказчик предостерегает оглядываться, убегая от мертвецов. Мотив «оглядки» распространен как в сказочных сюжетах, так и в обрядах. С одной стороны, он связан с табуированием взгляда, подглядывания в особые, ритуально значимые моменты жизни человека — во время рождения, свадьбы, смерти. С другой — с представлением о пространстве «за плечами» человека. Ибо все, что перед глазами, — реальное, а все, что «за плечами», — невидимое, чужое, потустороннее. Поэтому новорожденного младенца, который еще не крещен, нельзя класть матери «за плечами», а она не должна лежать спиной к ребенку. По этой же причине во время венчания молодым нельзя оглядываться. Это объясняют тем, что один из них «оглядывается по второму»: когда один оглянется, со вторым может случиться всё что угодно. В результате может получиться так, что хорошей жизни не будет: не будет вестись хозяйство, дети будут умирать, а супруги в конце концов разойдутся. Разумеется, существовала масса предостережений относительно пребывания ночью на кладбище — средоточии потусторонних сил. Ведь в темноте, будучи недоступными человеческому зрению и потому ничем не останавливаемые, гости с того света могут вытворять невесть что. Наиболее опасен, конечно, взгляд в потусторонний мир. Поэтому во многих легендах о мертвецах живой погибает, оглянувшись и увидев мертвого, — собственно, то, что живому видеть запрещено. Более того, если мертвый и живой увидели друг друга, то между ними возникает двусторонняя связь, благодаря которой мертвец может сам начать искать человека. Так, в одной из легенд рассказчик объясняет, почему мертвая мать хотела съесть живую дочь на Навью Пасху:»— Нащо б же вона її з«їла?— Так дуже зраділа, що побачила». Как спастись от мертвеца?Однако иногда после встречи с мертвецами удается остаться в живых. На Херсонщине рассказывают такую быль. Жили супруги, а с ними была старуха. Однажды она рассказала, что накануне Чистого понедельника, после заговения на Великий пост, если спрятать за губу творога с вареника, то можно увидеть ведьму. Она якобы сама придет в дом и расскажет, где, когда и чьих коров доила. Мужик и взял это себе на примету. Когда настало Прощеное воскресенье, он так наелся и напился, что задремал прямо над блюдом с варениками. Однако о ведьме не забыл: припас для нее творога, как и было ему велено. И тут услышал мужик колокола. Да и не заметив, что уже полночь, направился к церкви. Войдя и сняв шапку, заметил одного человека, уже умершего, и тут понял, что церковь полна мертвецов. Не успел он опомниться, как мертвецы бросились к нему с криками: «Дай, дядя, вареника! Дай, дядя, вареника!» Испугавшись — ведь на всю мертвецкую братию половины вареников не хватит, человек начал креститься и молиться. Однако, конечно, на Мертвецкую Пасху умершие ни креста, ни молитвы не боятся. Так и разорвали бы его, но тут петух: «Ку-ку-реку!» — и вся нечисть враз подевалась не пойми куда. Проглотил мужик половину своего вареника, вытер пот со лба и пошел домой. История о Навьей Пасхе, случившаяся в советские годыЭто случилось в те времена, когда празднованию церковным праздникам в нашей стране не уделяли должного внимания. Хотя эпоха всеобщей борьбы с религией закончилась, на смену ей пришла другая - эпоха религиозного равнодушия. Церковные праздники, народные обряды и традиции теряли свою актуальность. Народ постепенно забывал свои корни. Но даже несмотря на это, Пасха отмечалась всегда, во всяком случае, практически каждый деревенский житель (да и городской тоже) знал наверняка ее точную дату. В том году Пасха была поздней и отмечалась накануне Дня Победы. К привычной каждому крестьянину работе в поле и на огородах добавились предпраздничные хлопоты: нужно выбелить хату, выкрасить и подремонтировать всё, что требует ремонта в доме, в усадьбе. Ведь сегодня же Чистый Четверг, а значит, всё должно быть в чистоте: и хата, и подворье, и сам человек чист мыслями и делами. Суетливый день близился уже к концу. На горизонте догорала яркая красная полоса майского заката, чёткими линиями вырисовывая очертания колокольни заколоченной когда-то церквушки. В мягких сиренево-розовых сумерках, что незаметно спустились на нашу грешную землю и теперь нежно окутывали село, разлились, растворились, рассыпались тысячами ароматных частиц запахи сирени, цветущих яблонь, груш, гиацинтов, тюльпанов, нарциссов, свежескошенной молодой травы и теплого парного молока. В окнах загорались первые огни, хозяйки собирали на стол ужин. На улице не было никого, лишь колхозный тракторист Степан, припозднившийся в этот день на работе, устало шёл по пыльной дороге, ведущей с поля в село. Вокруг густая, давящая темнота, бледный тонкий лучик месяца еле-еле освещает дорогу, в зарослях придорожных кустов тихонько шёпотом о чем-то рассказывает ветер. Вот уже перед Степаном и знакомый перекресток, за которым, если повернуть налево, сразу же покажутся колокольня и часовня заброшенной церкви, а оттуда до своей хаты уже и рукой подать. «Умели же люди на века строить», - проносится у Степана мысль, когда он, проходя мимо церкви, бросает взгляд на высокое деревянное здание, стены которого сохранили ещё свою прочность, несмотря на то, что церковь построили ещё в начале позапрошлого столетия, и что вот уже около 40 лет стоит она заколоченной. Старики поговаривают, что, когда вывозили из неё всё, «заплакала» одна из икон. Сказки это всё: врут, наверное. Так размышлял Степан, проходя мимо церкви. Как вдруг внимание его привлекла полосочка тусклого света под дверью. «Что за напасть такая?! Может бандюги какие обосновались там?», - подумал он. Подойдя поближе, тракторист с удивлением отметил, что двери как и раньше заколочены с внешней стороны и не видно было, чтобы в ближайшее время кто-то пытался войти внутрь храма. Странное обстоятельство ещё больше подхлестнуло любопытство Степана. Позабыв о предосторожности, он подошёл к забранному решёткой церковному окошку, прижался к нему лицом и напряженно глянул в средину. Сквозь малюсенькое, давно не мытое стекло пробивался слабый неверный свет, как будто в разных частях церкви кто-то держал небольшие свечки. Степан отшатнулся, ступил 2-3 шага назад и, пустившись было бежать, споткнулся, упал на что-то острое. Моментально встав на ноги, он попытался повторить свою попытку, но боль в ноге помешала быстро двигаться. Да и проснувшееся опять любопытство всё с новой силой подстрекало его разузнать тайну заброшенной церкви. Поколебавшись несколько мгновений, он тихим шагом осторожно направился к тому же окошку. «Взгляну лишь краем глаза, увижу, что всё мне лишь почудилось и уйду, даже к окну близко подходить не буду», - решил он. Но к окну действительно близко подходить не пришлось, ведь на расстоянии одного шага уже можно было разглядеть, что свет внутри стал ярким. Возле самого окна и по всему залу толпились люди. Вместо паутины, осыпавшейся штукатурки и немытых досок на стенах и под куполом храма совершенно чётко можно было разглядеть иконы и росписи. Степана окатил горячий пот, пальцы сжались в нервной судороге, в горле перехватило дыхание. В это время в толпе загадочных «прихожан» появилось оживление и суета, резко оборвавшаяся внезапной тишиной. Все замерли. Тишина в храме, тишина не улице : тишина во всём мире, лишь учащённый стук сердца человека, притаившегося у маленького окошка заброшенной церкви. И вот : слышится тихое пение церковного хора, к иконостасу подходят несколько священников, начинается загадочная служба. Степан несколько раз поглядывает на женщину, усердно молящуюся у одной из икон. Что-то неуловимо знакомое чудится в ней: в её фигуре, в осанке, в одежде. Женщина ставит свечу, крестясь оборачивается, Степан, напряжённо вглядываясь в её черты лица бледнеет… Перед ним его давно умершая мать. Не помня себя от страха, он мчится подальше от этого места, к себе, домой. С тех пор прошло уже много лет, но история, рассказанная трактористом, передаётся не одному поколению сельчан.
Источник: creepypasta.com.ru
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории! Поделиться своей историей
Комментарии:


Оставить комментарий:
Имя* Комментарий*
captcha
обновить
Введите код с картинки*


#65596
Всю ночь ты слышал странный скрип. Ты оглядывался, но сзади никого не было. Почему бы тебе не посмотреть наверх?

Случайная история

Wortex9670
Эту историю мне рассказал один мой знакомый, зовут его Александр. Он тогда увлекался радиотехникой, и был завсегдатаем на форуме, созданном специально для таких...


Дорога ценою в жизнь
Недалеко от моего родного города есть посёлок городского типа – Кадуй. Посёлок как посёлок, вроде бы ему даже присвоили недавно звание города, точно не знаю, та...


Категории

Аномалии, аномальные зоныБольница, морг, врачи, медицина, болезниВампирыВанная комната, баня, банникВедьмы, колдуны, магия, колдовствоВидения, галлюцинацииВызов духов, спиритический сеансВысшие силы, ангелы, религия, вераГолоса, шаги, шорохи, звуки и другие шумыГородские легендыДвойникиДеревня, селоДомовой, барабашка, полтергейстДороги, транспорт, ДТПЗа дверьюЗаброшенные, нехорошие дома, места, зданияЗагробный мир, астралЗаклинания, заговоры, приворотыЗвонки, сообщения, смс, телефонЗеркала, отраженияИнопланетяне, НЛО, пришельцы, космосИнтернет, SCP, страшные игры и файлыИстории из лагеря, детства, СССРКладбище, похороны, могилыКлоуныКуклы, игрушкиЛес, леший, тайгаЛифт, подъезд, лестничная площадкаЛунатизм, лунатикиЛюдоедыМаньяки, серийные убийцыМертвец, покойники, зомби, трупыМистика, необъяснимое, странностиМонстры, существаНечисть, черти, демоны, бесы, дьяволНечто, нектоНочь, темнотаОборотниОккультные обряды, ритуалыПараллельные миры, реальность и другое измерениеПодземелья, подвалы, пещеры, колодцыПоезда, железная дорогаПорча, сглаз, проклятиеПредсказания, предчувствия, гадания, пророчестваПризраки, привидения, фантомы, духиПроклятые вещи, странные предметыРазноеРеальные истории (Истории из жизни). Мистика, ужасы, магия.СмертьСнежные люди, йетиСны, сновидения, кошмары, сонный параличСолдаты, армия, войнаСумасшедшие, странные людиТени, силуэтыТрагедии, катастрофыТюрьма, зекиУтопленники, русалки, водоемы, болотаФотографии, портреты, картиныЦыганеШколаЯсновидящие, целители