О зеркалах и зазеркальеСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
427 14 мин 15 сек
Огромное количество мифов и легенд окружает зеркало, этот, казалось бы, обычный для нас предмет обихода. А вот зазеркалье это не просто миф, это многовековая история наблюдений за таинственным предметом, который носит название — зеркало. Ещё из древних мифов и легенд мы знаем, например, о эгоцентрике Нарциссе, который влюбился в своё отражение в водной поверхности и, залюбовавшись в очередной раз самим собой, превратился в цветок нарцисс. Персей победил Медузу Горгону с помощью зеркального щита, так как при прямом взгляде на Горгону все сразу превращались в камень. В одних сказках зеркальце, переброшенное через плечо, превращалось в озеро. В других — показывало дальние страны и суженого–ряженого. Ева из поэмы английского поэта Мильтона принимает эдемское озеро за второе небо, потом вглядывается туда и пытается осознать, кого видит. Зеркало — хорошая метафора самопознания, углубления в духовный мир. В старину сборники нравственных поучений и пособий по этикету называли «Зеркало» либо «Зерцало». Зеркало также помогает открывать истинную сущность человека (или нечеловека). В сказке Оскара Уайльда Звездный Мальчик, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения. Похожий эпизод есть в готическом рассказе Говарда Лавкрафта: некое существо выбирается из–под земли через склеп, хочет присоединиться к людям, пирующим в доме. Но все разбегаются, а бедняга видит свое отражение и понимает, что он не человек, а нечто. Лавкрафт оставляет на долю читателя придумывать, что это было. Иногда герой вообще не видит своего отражения, и это печально, ибо означает, что он либо мертв, либо вампир. Зеркало имеет свойство создавать двойников. На этом основаны сюжеты многих литературных произведений, в фильмах фэнтези и хорроре. Эдгар По в рассказе «Вильям Вильсон», Роберт Льюис Стивенсон в истории о докторе Джекиле и мистере Хайде используют зеркала для кульминации сюжета о двойниках. Ужасно жутко увидеть, как твое собственное отражение обретает самостоятельность. Но ещё хуже, если оно наглым образом меняется с тобой местами! Такое происходит, например, в мрачном рассказе Валерия Брюсова с женщиной, долго смотревшей на свое отражение. Бедняге приходится долго сражаться со своей соперницей из зазеркалья. А вот в сказке Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» пионерка Оля, попав по ту сторону стекла, вполне сработалась со своей зеркальной ипостасью Яло, и вместе они произвели революцию в отдельно взятом зазеркальном государстве. В повести Жерара де Нерваля «Король Бисетра» рассказывается история Рауля Спифама, которого заточили в дом для умалишенных. В его камере находилось старинное зеркало из полированной стали. Постепенно Рауль начинает видеть в нем не себя, а некоего доброго всемогущего короля, который сочувствует его судьбе. Увидеть в зеркале будущее пытались многие. Английский доктор Ди, современник Шекспира, утверждал, что обладает зеркалом, в котором прозревает будущее. Шекспир сделал доктора Ди прототипом Просперо из пьесы «Буря», и стихийный дух там есть, прислуживающий Просперо, под именем Ариэль. На зеркальце гадает пушкинская Татьяна. У Толкиена во «Властелине колец» зеркало повелительницы эльфов Галадриэль показывало видения из прошлого, настоящего и будущего. А в истории о Гарри Поттере есть зерцало Еиналеж, то есть Желание. Оно показывает твою самую главную мечту… Вот только смотреться в него вредно — ведь иллюзия остается иллюзией, а жить придется в реальности. Однажды взглянув в привезенное Нострадамусом вращающееся зеркало, Екатерина Медичи смогла увидеть картины каких-то празднеств, потоки крови и огни пожаров — это была ночь святого Варфоломея. Она отчетливо увидела человека на смертном ложе и узнала в нем своего сына Генриха III. Зеркало является порталом в иные миры. Самым известным прохожденцем сквозь зеркало в иные миры является девочка Алиса из произведения Льюиса Кэрролла. Она всего–то хотела достать котенка, но зеркало «стало таять, словно серебристый туман поутру», а затем Алиса «легко спрыгнула в Зазеркалье». Вслед за Алисой сквозь амальгаму проходили сонмы героев литературной мистики. Из зеркал вылезают и чудовища, которых нужно героически побеждать. Впрочем, в одном из рассказов Александра Грина таким зеркалом становится овальное отверстие в тонкой стене скалы. Через него в день свадьбы ушла по тропе красавица Анготея. Ее несостоявшийся муж Фергюсон сходит с ума от горя в убеждении, что жена заблудилась в зазеркалье. Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» тоже упоминает параллельные миры в трюмо московской квартиры. Например, Степан Лиходеев увидел отражение «какого–то странного субъекта — длинного, как жердь, и в пенсне… А тот отразился и тотчас пропал», а затем «в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал». А потом из трюмо вообще выпрыгнул Азазелло. Огромное количество мифов и легенд окружает зеркало, этот, казалось бы, обычный для нас предмет обихода. А вот зазеркалье это не просто миф, это многовековая история наблюдений за таинственным предметом, который носит название — зеркало. Ещё из древних мифов и легенд мы знаем, например, о эгоцентрике Нарциссе, который влюбился в своё отражение в водной поверхности и, залюбовавшись в очередной раз самим собой, превратился в цветок нарцисс. Персей победил Медузу Горгону с помощью зеркального щита, так как при прямом взгляде на Горгону все сразу превращались в камень. В одних сказках зеркальце, переброшенное через плечо, превращалось в озеро. В других — показывало дальние страны и суженого–ряженого. Ева из поэмы английского поэта Мильтона принимает эдемское озеро за второе небо, потом вглядывается туда и пытается осознать, кого видит. Зеркало — хорошая метафора самопознания, углубления в духовный мир. В старину сборники нравственных поучений и пособий по этикету называли «Зеркало» либо «Зерцало». Зеркало также помогает открывать истинную сущность человека (или нечеловека). В сказке Оскара Уайльда Звездный Мальчик, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения. Похожий эпизод есть в готическом рассказе Говарда Лавкрафта: некое существо выбирается из–под земли через склеп, хочет присоединиться к людям, пирующим в доме. Но все разбегаются, а бедняга видит свое отражение и понимает, что он не человек, а нечто. Лавкрафт оставляет на долю читателя придумывать, что это было. Иногда герой вообще не видит своего отражения, и это печально, ибо означает, что он либо мертв, либо вампир. Зеркало имеет свойство создавать двойников. На этом основаны сюжеты многих литературных произведений, в фильмах фэнтези и хорроре. Эдгар По в рассказе «Вильям Вильсон», Роберт Льюис Стивенсон в истории о докторе Джекиле и мистере Хайде используют зеркала для кульминации сюжета о двойниках. Ужасно жутко увидеть, как твое собственное отражение обретает самостоятельность. Но ещё хуже, если оно наглым образом меняется с тобой местами! Такое происходит, например, в мрачном рассказе Валерия Брюсова с женщиной, долго смотревшей на свое отражение. Бедняге приходится долго сражаться со своей соперницей из зазеркалья. А вот в сказке Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» пионерка Оля, попав по ту сторону стекла, вполне сработалась со своей зеркальной ипостасью Яло, и вместе они произвели революцию в отдельно взятом зазеркальном государстве. В повести Жерара де Нерваля «Король Бисетра» рассказывается история Рауля Спифама, которого заточили в дом для умалишенных. В его камере находилось старинное зеркало из полированной стали. Постепенно Рауль начинает видеть в нем не себя, а некоего доброго всемогущего короля, который сочувствует его судьбе. Увидеть в зеркале будущее пытались многие. Английский доктор Ди, современник Шекспира, утверждал, что обладает зеркалом, в котором прозревает будущее. Шекспир сделал доктора Ди прототипом Просперо из пьесы «Буря», и стихийный дух там есть, прислуживающий Просперо, под именем Ариэль. На зеркальце гадает пушкинская Татьяна. У Толкиена во «Властелине колец» зеркало повелительницы эльфов Галадриэль показывало видения из прошлого, настоящего и будущего. А в истории о Гарри Поттере есть зерцало Еиналеж, то есть Желание. Оно показывает твою самую главную мечту… Вот только смотреться в него вредно — ведь иллюзия остается иллюзией, а жить придется в реальности. Однажды взглянув в привезенное Нострадамусом вращающееся зеркало, Екатерина Медичи смогла увидеть картины каких-то празднеств, потоки крови и огни пожаров — это была ночь святого Варфоломея. Она отчетливо увидела человека на смертном ложе и узнала в нем своего сына Генриха III. Зеркало является порталом в иные миры. Самым известным прохожденцем сквозь зеркало в иные миры является девочка Алиса из произведения Льюиса Кэрролла. Она всего–то хотела достать котенка, но зеркало «стало таять, словно серебристый туман поутру», а затем Алиса «легко спрыгнула в Зазеркалье». Вслед за Алисой сквозь амальгаму проходили сонмы героев литературной мистики. Из зеркал вылезают и чудовища, которых нужно героически побеждать. Впрочем, в одном из рассказов Александра Грина таким зеркалом становится овальное отверстие в тонкой стене скалы. Через него в день свадьбы ушла по тропе красавица Анготея. Ее несостоявшийся муж Фергюсон сходит с ума от горя в убеждении, что жена заблудилась в зазеркалье. Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» тоже упоминает параллельные миры в трюмо московской квартиры. Например, Степан Лиходеев увидел отражение «какого–то странного субъекта — длинного, как жердь, и в пенсне… А тот отразился и тотчас пропал», а затем «в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал». А потом из трюмо вообще выпрыгнул Азазелло.
Особое значение в смысле телепортации имеет так называемое зеркало Козырева, названное в честь его изобретателя Н. А. Козырева. Зеркало представляет собой отполированный до зеркального блеска лист алюминия, свернутый по спирали, внутрь которого помещается человек. Опыты по исследованию зеркала Козырева проводились в Сибирском отделении Академии наук в 90-е годы XX века. Было установлено, что испытуемые, помещенные внутрь цилиндрической спирали, испытывали особые психофизические ощущения. Многие из них становились участниками давно прошедших исторических событий и переносились в другое пространство, получали эффект «выхода из собственного тела» и т. д. Распространен мотив, что в зеркале накапливаются все попадавшие в него отражения. Анна Ахматова называла его шкатулкой памяти. Зеркала действительно способны хранить информацию. Они способны «запоминать» события, произошедшие перед ними. Богатую историю, массу воспоминаний хранят в себе старинные зеркала. Если после приобретения старинного зеркала человека начинают мучить страшные сны или кошмары, без сомнения, виной этому является зеркало. Этому есть масса подтверждений. Но хуже всего — когда зеркала все искажают. Тролли из сказки Андерсена «Снежная королева» наделали немало бед с помощью такого «рефлектора». «Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов», а осколки от зеркала подействовали как психотропное оружие. В сказке Вениамина Каверина «Песочные часы» девочке Тане, желающей расколдовать воспитателя пионерлагеря, фея ставит условие: не смотреть на свое отражение ровно год и один день! А ведь Таня больше всего любит смотреть на себя в зеркальце. Зеркала, создающие иллюзии, запутывающие человека, — излюбленный прием детективов. С помощью системы отражений совершает преступления Призрак Оперы в романе Гастона Леру. В рассказе Честертона свидетели никак не могут сойтись в описании увиденного в конце темного коридора силуэта преступника, пока отец Браун, следователь–любитель, не догадывается, что это зеркало. Каждый видел себя, но не мог опознать, потому что был о себе лучшего мнения, чем показывало отражение. Зеркала помогают ввести человека в состояние гипнотического транса. Зеркальный блеск мешает человеку сосредоточить внимание на внешних объектах, как бы загоняя внимание внутрь. Это с успехом используется во время проведения сеансов гипноза. Зеркало способно омолаживать или старить человека. Биоэнергетики считают, что большинство современных зеркал являются энергетическими вампирами. Исследования показали, что люди, проводящие много времени перед зеркалом и подолгу смотрящие себе в глаза, быстрее стареют, у них ухудшается память, они быстро устают. Однако есть примеры и обратного действия. Существуют предания о чудесных свойствах зеркал, дающих своих хозяйкам красоту и вечную молодость. Установленный факт: во многих старинных зеркалах лицо человека выглядит моложе и как бы наполнено внутренним светом. Зазеркалье еще не скоро откроет свои секреты, несмотря на усердие многих исследователей и ученых. Но настанет время, когда загадочное зазеркалье распахнет свои грани, впустив человека в свой загадочный и удивительный мир!
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#39165
Я сумел сдержать вопль, увидев на полу в кабинете тело отца, погибшего недавно в автокатастрофе. И не сумел, когда отец поднялся и пересел за стол.