Главная - Истории - Некоторые особенности похоронных ритуалов
Некоторые особенности похоронных ритуаловСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
993 14 мин 29 сек
Исследователи этикета отмечают, что в похоронном ритуале ряда народов Востока и Азии правое и левое зачастую менялись местами, поскольку мир мертвых мыслился как мир «наоборот». Правое в мире людей на том свете превращалось в левое. Отсюда повсеместно распространенная инакость действий, связей и отношений в погребальных обрядах. Например, коряки «при похоронах зимой покойника одевают в летнюю одежду, а летом - в зимнюю; причем перчатки надевают наоборот - левую на правую руку, а правую на левую». На Украине в Киевской губернии онучи умершему завертывали не в правую (как у живых), а в левую сторону. У адыгов вестник, сообщавший о смерти кого-то из соплеменников, «ехал верхом без оружия, против обыкновения плетку держал в левой руке, а поводья в правой. По этим признакам каждый встречный безошибочно определял, что этот человек - вестник несчастья и горя». В России на покойнике мужского пола одежду застегивали на левую сторону, как на женщине. Для некоторых народностей важен не только тип похоронной одежды, но и ее цвет. Так, айны хоронили мертвых, обертывая лицо куском белой ткани. У айнов было принято не только бодрствовать возле усопшего всю ночь, но и рассказывать ему разные забавные истории, чтобы покойнику не было скучно. Выносить тело через дверь воспрещалось; для этого разбирали часть стены дома. У тюркских и других народов Востока всадник, доставлявший весть о смерти, повязывая голову черным платком или брал его в руки. Исследователи этикета отмечают, что в похоронном ритуале ряда народов Востока и Азии правое и левое зачастую менялись местами, поскольку мир мертвых мыслился как мир «наоборот». Правое в мире людей на том свете превращалось в левое. Отсюда повсеместно распространенная инакость действий, связей и отношений в погребальных обрядах. Например, коряки «при похоронах зимой покойника одевают в летнюю одежду, а летом - в зимнюю; причем перчатки надевают наоборот - левую на правую руку, а правую на левую». На Украине в Киевской губернии онучи умершему завертывали не в правую (как у живых), а в левую сторону. У адыгов вестник, сообщавший о смерти кого-то из соплеменников, «ехал верхом без оружия, против обыкновения плетку держал в левой руке, а поводья в правой. По этим признакам каждый встречный безошибочно определял, что этот человек - вестник несчастья и горя». В России на покойнике мужского пола одежду застегивали на левую сторону, как на женщине. Для некоторых народностей важен не только тип похоронной одежды, но и ее цвет. Так, айны хоронили мертвых, обертывая лицо куском белой ткани. У айнов было принято не только бодрствовать возле усопшего всю ночь, но и рассказывать ему разные забавные истории, чтобы покойнику не было скучно. Выносить тело через дверь воспрещалось; для этого разбирали часть стены дома. У тюркских и других народов Востока всадник, доставлявший весть о смерти, повязывая голову черным платком или брал его в руки.
В ряде районов Южной Италии если хоронят человека, погибшего насильственной смертью (убитого), то друзья покойного не бреются до его погребения. Рекордными по длительности в наше время являются похороны у торайя (остров Сулавеси, Индонезия). В течение трех дней покойник остается в своем доме, в окружении членов семьи. На следующий, четвертый день происходит его пеленание наподобие мумии, этим занимаются специально нанятые люди. Во время такой церемонии родственники отрывают куски от своих одежд и вкладывают их между тяжелыми домоткаными полосами материи, используемой исключительно на похоронах. Ткань перекладывают ветками капока, обладающего хорошими гигроскопическими свойствами, благодаря чему тело как бы мумифицируется. Завернутый таким образом труп помещают в ритуальный «дом» - усыпальницу, где тело покойного остается месяцы, а иногда и годы (!), пока идет подготовка к завершающему ритуальному обряду. Все это время о покойнике говорят как о «спящем», не употребляя понятия «умерший». Покойник окружен самыми роскошными предметами утвари, при нем постоянно находятся члены семьи или слуги, которые поддерживают чистоту в помещении. Рядом с телом, помимо прочей утвари, ставят чашку и кувшин. Считается, что душа «спящего» в это время собирается в путь в страну духов и сам он еще не умер, а только болен. «Официально» смерть наступает тогда, когда труп покойника несколько раз подбросят вверх, а потом положат ногами на юг. Если в доме есть кошка, она тоже становится участницей похоронной церемонии. Сначала ее сажают на потолочную балку, а потом осторожно подталкивают вниз - чтобы дать кошке понять, что хозяин умер. Погребальная церемония длится семь дней, во время которых исполняют ритуальные «танцы смерти» и пьют рисовое пиво. Обряд достигает кульминации, когда умершего помещают на специально построенное возвышение. Рядом ставят тао-тао - вырезанную из хлебного дерева фигуру, напоминающую изображение человека, глаза которого делают из морских ракушек, а голову иногда венчают рогами буйвола. К подножию возвышения кладут трех заколотых буйволов, чтобы «накормить» усопшего перед дорогой на тот свет. И вот наступает последний день проводов покойника. Вся процессия, во главе которой несут тао-тао, приближается к крутому склону известняковой горы. Здесь покойника переносят в заранее вырубленную в скале погребальную нишу; у входа в нее устанавливают тао-тао - огромную, в человеческий рост куклу, которая будет охранять тело покойного своим недремлющим оком. Своеобразен обряд кремации покойника и сожжения вдовы на его погребальном костре, практикующийся и поныне в Индии. Совершив обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными волосами следует на берег реки или озера - традиционное место совершения сати. При этом она окружена родственниками, которые, образовав вокруг женщины круг, идут рядом. Исследователь этого обычая И. Караванов пишет, что, «согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути траурную процессию, должен присоединиться к ней. Носилки с покойным устанавливают на погребальном костре, устроенном наподобие ложа. Поверх него набрасывается покрывало, расшитое ритуальным узором. У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные мантры и окропляет ее водой из Ганга. Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени. Кто-нибудь из родственников поджигает поленья… Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал обезумевшую от боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль, вдовы перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток». Сожжение одновременно с мужем называется саха-марана (совместная смерть). Одиночное сожжение называется ану-марана. Если в день, когда назначена кремация мужа, у вдовы месячные, то ее сати откладывается. Для погребального костра обычно применяют хорошо высушенные сандаловые дрова розового цвета. Продаются они на вес за воротами городских базаров. Оставшиеся после кремации уголья и золу, порой еще недожженные, дымящиеся, неприкасаемые из погребального братства высыпают в реку. В той же Индии существует необычный обряд похорон в общине евнухов (предполагают, что община эта насчитывает от 50 до 100 тысяч человек). Захоронения своих покойников евнухи производят только ночью. Остальные особенности ритуала не менее оригинальны. Покойника к месту кремации доставляют в вертикальном положении. Следующий этап - оплевывание (в буквальном смысле слова) умершего и грубая брань в его адрес. И лишь затем приступают к кремации. Суть обряда - отбить у души покойника желание при реинкарнации снова поселиться в теле евнуха. Понятно, что ритуалы похорон идут прежде всего от этнокультурной традиции данного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом профессиональной деятельности, которой занимался умерший. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: «Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы приподнимают доску. Раздается всплеск». По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Фрэнсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. В знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д`Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза. В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишать мертвеца «христианской земли», необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль. Существуют военные обряды погребения в армиях разных стран (салют, почетный караул, перевоз гроба до кладбища на орудийном лафете и т. д. ). Пытался создать своего рода профессиональный обряд похорон один из руководителей нацистов Гиммлер. По его замыслу, это должно было быть торжественно-грандиозное зрелище. В средневековом замке Вевельсбург близ Падерборна рейхсфюрер СС создал нечто вроде усыпальницы для себя и для своих приближенных - 12 обергруппенфюреров СС. Под гигантским залом Вевельсбурга находилось подземелье со сводчатым потолком, каменные стены подземелья были толщиной почти в 2 метра. За этими стенами скрывалась святая святых «ордена» СС - «царство мертвых». В середине пола было углубление, куда вели две ступеньки. В центре углубления находилось нечто вроде чаши, по стенам были расставлены 12 каменных постаментов. В чаще надлежало сжигать гербы мертвых обергруппенфюреров, а урны с пеплом гербов устанавливать на постаменты. В потолке Гиммлер велел проделать четыре отверстия величиной с кулак - они были пробиты таким образом, что дым, уходя в эти дыры, должен был вертикально подниматься кверху, в виде четырех серо-синих столбов. В начале 1990-х годов японский бизнесмен Киекапу Саито решил привести обряд похорон в соответствие с духом времени. Древний буддийский обряд он заключил в сверкающую оболочку новейших технических достижений, используемых в эстрадных шоу. В огромном 700-метровом зале без окон, где собираются близкие усопшего, медленно гаснут светильники. Из высоко подвешенных динамиков раздается монотонное пение монахов. Тем временем в зал напускают клубы искусственного тумана и следом включают прожекторы. Они высвечивают катафалк, который бесшумно вкатывается в зал по рельсам 40-метровой длины. На катафалке - украшенный цветами гроб. Катафалк останавливается. Перед ним садится священник и начинает панихиду. Но вот прочитаны сутры, и в действие вступают лазерные пушки. Своими лучами они создают фантастические световые эффекты, образуя светящийся туннель, в который устремляется катафалк. Лазерный туннель ведет в крематорий. Поскольку обряд длится долго, то люди, ждущие своей очереди на похороны родственника, могут скоротать время в кафе-баре, примыкающем к ритуальному залу. Бар, естественно, отделан материалами в черно-серых тонах. Модернистское начинание Саито возымело в Японии большой успех. Другие службы ритуальных церемоний, дабы преуспеть в конкурентной борьбе, бросились придумывать аналогичные похоронные зрелища. Так, фирма в префектуре Чибо (близ Токио) стала предлагать клиентам похороны с использованием видеокассет: на огромном экране перед алтарем демонстрируются клипы в честь усопшего - естественно, в музыкальном сопровождении. Но всех переплюнула фирма «Тайзейзайтен» - в начале 1992 года она ввела в эксплуатацию в Иокагаме гигантский дворец погребений с «межгалактическим» представлением - нечто среднее между планетарием и концертным залом. Очевидно, недалек тот день, когда какая-нибудь «прогрессивная» фирма предложит совместить похороны со стриптизом.
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#66457
Откуда у меня на лице взялась эта надпись? Почему она не смывается? Как эта бритва оказалась у меня в руке?