Мир музыкиСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
300 11 мин 49 сек
С единственным скрипичным концертом Шумана связана загадочная, почти мистическая история. Летом 1933 года, в Лондоне, две сестры – Джелли д«Арани и Адила Факири, обе – довольно известные скрипачки, развлекали себя спиритическим сеансом во время которого получили вдруг требование, исходившее якобы от духа знаменитого композитора Роберта Шумана: дух этот призывал одну из сестёр – мадам д«Арани разыскать и исполнить скрипичный концерт, написанный им когда-то. Обе они были внучатыми племянницами знаменитого некогда еврейского скрипача Йозефа Йоахима, который был дружен в своё время с Шуманом, и для которого, собственно концерт и был написан. Причём написан концерт был тоже при весьма странных обстоятельствах: В 1851-м году сознание вновь отказало Шуману. Ему неожиданно стало казаться, что он постоянно слышит одну и ту же музыкальную ноту. Кроме того, в ушах его звучали какие-то тихие голоса и странные гармонии. Однажды у себя дома, в Дюссельдорфе, Шуман признался жене: «У меня что-то со слухом. Каждый раз, когда я сажусь работать, я не слышу ничего, кроме ноты «ля». Я схожу с ума». Клара заметила, что, возможно, ему необходим отдых, на что Шуман ответил: «Мне кажется, что ко мне приходят призраки» и пожаловался на то, что не может спать. «Я должен записать всё, что они мне говорят!» – сказал он жене. «Кто?» – спросила жена. Шуман странно посмотрел на неё: «Призраки Шуберта и Мендельсона. Они разговаривают со мной, когда я пытаюсь уснуть. Они приносят мне вдохновение для создания замечательного скрипичного концерта». Шуман тут же быстро записал несколько строк на листке нотной бумаги. Эти строки стали основой его скрипичного концерта, судьбой которого Шуман занимался, как мы с вами уже узнали, и после своей смерти:) В то время, когда Шуман работал над этим концертом – осенью 1853-го года, – он вёл дневник, и 3-го октября сделал там такую запись: «Партитура концерта закончена». В тот же день он написал своему другу – скрипачу Йозефу Йоахиму письмо, в котором просил его оценить скрипичную партию концерта и ссылался на законченную партию фортепиано. 13 октября Шуман отправил Йоахиму своё произведение и выразил надежду на то, что оно в скором времени может быть исполнено публично. Из переписки Шумана и Йоахима известно, что Йоахим играл Шуману его концерт во время визита в Ганновер в 1854-м году. В это время, однако, сознание композитора стало подводить его снова, причиняя боль друзьям, которых он всегда рад был видеть. 27-го февраля 1854-го года, всего лишь через месяц после прослушивания своего драгоценного скрипичного концерта, Шуман сидел и беседовал с друзьями у себя дома, но вдруг внезапно поднялся и, не сказав ни слова, покинул друзей, незаметно вышел из дома, пришёл на мост через Рейн и бросился в воду. Несколько рыбаков, оказавшихся поблизости, вытащили его из воды и принесли домой. Шумана теперь нельзя было оставлять одного, и его поместили в психическую клинику в городе Эндених. Он больше никогда не приходил в себя, за исключением нескольких часов до смерти в 1856-м году Через год после смерти Шумана Йоахим предложил Кларе исполнить вместе с ним скрипичный концерт Шумана. При этом Йоахим восторженно отзывался о первой и второй частях концерта, но намекал на какие-то странности в третьей его части. Через много лет Йоахим говорил своему биографу Мозеру, что концерт – это типичный Шуман во всех его проявлениях, но публично никогда этот концерт не исполнял. Что же касается публикации концерта, то не было и её. После смерти Шумана вопросы о публикации его произведений решались совместно Кларой Вик, Брамсом и Йоахимом. Когда сын Йозефа Йоахима Иоганн после смерти отца передавал архив скрипача в берлинскую библиотеку, он потребовал, чтобы скрипичный концерт Шумана не исполнялся ранее столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть, не ранее 1956-го года. С единственным скрипичным концертом Шумана связана загадочная, почти мистическая история. Летом 1933 года, в Лондоне, две сестры – Джелли д«Арани и Адила Факири, обе – довольно известные скрипачки, развлекали себя спиритическим сеансом во время которого получили вдруг требование, исходившее якобы от духа знаменитого композитора Роберта Шумана: дух этот призывал одну из сестёр – мадам д«Арани разыскать и исполнить скрипичный концерт, написанный им когда-то. Обе они были внучатыми племянницами знаменитого некогда еврейского скрипача Йозефа Йоахима, который был дружен в своё время с Шуманом, и для которого, собственно концерт и был написан. Причём написан концерт был тоже при весьма странных обстоятельствах: В 1851-м году сознание вновь отказало Шуману. Ему неожиданно стало казаться, что он постоянно слышит одну и ту же музыкальную ноту. Кроме того, в ушах его звучали какие-то тихие голоса и странные гармонии. Однажды у себя дома, в Дюссельдорфе, Шуман признался жене: «У меня что-то со слухом. Каждый раз, когда я сажусь работать, я не слышу ничего, кроме ноты «ля». Я схожу с ума». Клара заметила, что, возможно, ему необходим отдых, на что Шуман ответил: «Мне кажется, что ко мне приходят призраки» и пожаловался на то, что не может спать. «Я должен записать всё, что они мне говорят!» – сказал он жене. «Кто?» – спросила жена. Шуман странно посмотрел на неё: «Призраки Шуберта и Мендельсона. Они разговаривают со мной, когда я пытаюсь уснуть. Они приносят мне вдохновение для создания замечательного скрипичного концерта». Шуман тут же быстро записал несколько строк на листке нотной бумаги. Эти строки стали основой его скрипичного концерта, судьбой которого Шуман занимался, как мы с вами уже узнали, и после своей смерти:) В то время, когда Шуман работал над этим концертом – осенью 1853-го года, – он вёл дневник, и 3-го октября сделал там такую запись: «Партитура концерта закончена». В тот же день он написал своему другу – скрипачу Йозефу Йоахиму письмо, в котором просил его оценить скрипичную партию концерта и ссылался на законченную партию фортепиано. 13 октября Шуман отправил Йоахиму своё произведение и выразил надежду на то, что оно в скором времени может быть исполнено публично. Из переписки Шумана и Йоахима известно, что Йоахим играл Шуману его концерт во время визита в Ганновер в 1854-м году. В это время, однако, сознание композитора стало подводить его снова, причиняя боль друзьям, которых он всегда рад был видеть. 27-го февраля 1854-го года, всего лишь через месяц после прослушивания своего драгоценного скрипичного концерта, Шуман сидел и беседовал с друзьями у себя дома, но вдруг внезапно поднялся и, не сказав ни слова, покинул друзей, незаметно вышел из дома, пришёл на мост через Рейн и бросился в воду. Несколько рыбаков, оказавшихся поблизости, вытащили его из воды и принесли домой. Шумана теперь нельзя было оставлять одного, и его поместили в психическую клинику в городе Эндених. Он больше никогда не приходил в себя, за исключением нескольких часов до смерти в 1856-м году Через год после смерти Шумана Йоахим предложил Кларе исполнить вместе с ним скрипичный концерт Шумана. При этом Йоахим восторженно отзывался о первой и второй частях концерта, но намекал на какие-то странности в третьей его части. Через много лет Йоахим говорил своему биографу Мозеру, что концерт – это типичный Шуман во всех его проявлениях, но публично никогда этот концерт не исполнял. Что же касается публикации концерта, то не было и её. После смерти Шумана вопросы о публикации его произведений решались совместно Кларой Вик, Брамсом и Йоахимом. Когда сын Йозефа Йоахима Иоганн после смерти отца передавал архив скрипача в берлинскую библиотеку, он потребовал, чтобы скрипичный концерт Шумана не исполнялся ранее столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть, не ранее 1956-го года.
Дух Шумана, как мы знаем, не мог согласиться с таким требованием, но получение от берлинской библиотеки партитуры концерта оказалось делом непростым. Новость о находке неизвестного произведения Роберта Шумана вызвала, естественно, сенсацию. Поскольку спиритический дух композитора высказал пожелание о том, что именно мадам д«Арани должна впервые исполнить концерт публично, корпорация ВВС стала готовить радиотрансляцию этого исполнения, назначенного на 20-е октября 1937-го года. Но, совершенно неожиданно, интерес к находке проявили нацисты, особенно после того, как было объявлено, что скрипичный концерт Шумана будет впервые исполнен в Берлине, и никем иным как выдающимся скрипачом-евреем Иегуди Менухиным. Министр пропаганды д-р Геббельс высказал пожелание, чтобы премьера концерта в Берлине состоялась через месяц на фестивале нацистской музыки, без маэстро Менухина. Германский министр культуры ответил на эти притязания так: «Мы против того, чтобы концерт Шумана исполнялся кем-либо, кто не является членом нацистской партии. Остальное – ваше дело. Хайль Гитлер!»Первое публичное исполнение «потерянного» концерта Шумана состоялось в Берлинской Опере 26-го ноября 1937-го года. Солистом был профессор Георг Куленкампф. Судя по отзывам прессы, профессор исполнил концерт точно и вдохновенно, чем заслужил долгие овации в конце. Тем не менее Менухин в этом же 1937 тоже исполнил этот многострадальный концерт, а 16-го февраля 1938-го года уже Джелла д«Арани стала у микрофона в лондонской студии ВВС и в сопровoждении симфонического оркестра ВВС исполнила концерт Шумана для британских слушателей и для всего свободного мира. Тем временем, последняя из оставшихся в живых детей Йозефа Йоахима, его дочь Элизабет Йоахим прислала в ВВС письмо, в котором заявила, что и она, и члены её семьи, и множество других людей знали о том, что партитура концерта Шумана находилась и находится в берлинской библиотеке. Странно, писала она, что понадобилась такая мистическая история для обнаружения того, что никогда не скрывалось. В ответ на это письмо мадам д«Арани писала в «Таймс»: «Я никогда не заявляла о том, что с помощью духов нашла произведение, о котором никто не знал. Я говорила лишь о том, что в то время, когда были получены спиритические послания, я ничего не знала о существовании концерта, а послания призывали меня найти этот концерт и сыграть его». Если учесть, что Шуман был убеждён в том, что скрипичный концерт был продиктован ему двумя уже умершими композиторами – Шубертом и Мендельсоном и что в своих потусторонних посланиях он высказал пожелание, чтобы произведение было найдено и исполнено потомком его старого друга Йозефа Йоахима, то можно уверенно сказать: без помощи духов и их указаний свыше рукопись концерта пылилась бы в берлинской библиотеке до сих пор. Мир музыки никогда не слыхал более странной истории.
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#42151
- Он опять поздравил меня с днём рождения! - дрожащими руками протягиваю маме телефон с смской от давно уже покойного отца.