Клеймение преступниковСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
928 20 мин 42 сек
Клеймение преступников — наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присуждённое наказание, сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей). Цель — предупреждение побегов и отделение преступников от мирного населения. Пожалуй, это одно из самых старых наказаний. Ему подвергали людей, которых хотели отметить на будущее. Так, в древности клеймили рабов, особенно беглых. Во многих странах клеймили преступников, особенно воров и мятежников. Самым распространенным было выжигание какого-то знака раскаленным железом, клеймо такого типа было достаточно глубоким и избавиться от него было крайне сложно. Кроме выжигания, достаточно часто клеймо наносили татуировкой, так делали еще во времена фараонов Египта, когда рабам на плече наносили татуировку в виде имени владельца. Штампы с различными эмблемами или буквами в руках палача уже были готовые, мастера уже научились закреплять на поверхности острые иглы в виде контура изображения, оставалось только ткнуть им в хорошо заметную часть тела. Затем еще в свежую рану втиралась красящая жидкость. Не исключено, что такие чернила (что это было - неизвестно) усугубляли боль и инфицирование раны, а, может, и наоборот. В Древней Греции рабов и преступников клеймили раскаленным железом или надрезом на теле с последующим втиранием красящего вещества (стигма - от греч. «укол»). Пойманных рабов клеймили еще раз буквой Ф («феутикос» «беглый»)…На Востоке клейма имеют более символическое значение. Так, в Индии похитителя золота у жреца клеймили изображением собачьей ноги, убийцу брамана — изображением обезглавленного человека. Очень часто такие клейма ставили в Китае, где их наносили не только рабам, но даже наложницам. Клеймение Римляне выжигали букву «F» (лат. «fugitivus» — «беглый») на рабах, бывших в бегах; клеймо налагалось и на преступников, осуждённых на работы в рудниках. Константин Великий повелел, чтобы клейма налагались на руки, плечи и икры, но не на лицо, созданное по образу и подобию Божию. Еще в Библии описана «Каинова печать». В Средние века клеймение преступников было в большом ходу и поддерживалось каноническим правом и инквизиционной практикой. В Швейцарии ************* клеймили на губах раскалённым железом. Клеймение В Японии клеймо наносилось на лицо, икры, ступни и ладони людей-изгоев, преступников, чьи слова и поступки могли вызвать неудовольствие со стороны властей. Широко применяли клеймение заключенных и мексиканские ацтеки. Их метки были изготовлены на длинных металлических шестах, которые накладывались поперек тела. В результате образовывались ожоги в виде полос. Не исключено, что именно отсюда пошел обычай надевать на арестантов полосатые одежды. В эпоху позднего Средневековья клеймо также помогало при идентификации преступников. У каждого города была своя «метка». Метки делились по видам преступлений. Хорошо выполненное клеймо помогало разоблачить рецидивиста, поэтому палачи, прекрасно осознающие свою значимость в деле раскрытия преступления, очень старались. В Англии в XVII веке клеймили воров: пойманному в первый раз у основания большого пальца выжигали литеру «T» - первую букву слова «thief», т. е. «вор», если же он попадался во второй раз его беспощадно вешали. В музее Тауэра сохраняется специальный зажим, в котором защимляли руку преступника перед выжиганием такого клейма. Но ведь можно было сунуть в лапу палачу монетку и тот приложил бы холодное клеймо. Во Франции клеймение каторжников, на правом плече, буквами «ТF» (фр. «travaux forcés»), было сохранено даже Уголовным кодексом 1810 г. и было отменено лишь в 1832 г. Даже знаменитый Видок - первый начальник французской тайной полиции Сюртэ, бывший каторжник, имел на плече литеру «G» - «galera», как тогда называли каторгу. Наверно самое известное клеймо упомянуто в «Трех мушкетерах» Дюма - там на плече обольстительной леди Винтер горела лилия, клеймо королевской Франции. Еще в США до ликвидации рабства допускалось клеймение беглых или склонных к побегу, рабов. В Мексике, во время войны с США, клеймили женщин, замеченных в интимных отношениях с американскими оккупантами - отрезанием ушей и выжиганием на лбу литер «US». Клеймение В Англии ************ получали на лоб букву B, мошенники — R, бродяги — V на грудь, а скандалисты — F. Тех, кого в Средние века отдавали на суд Церкви, обычно клеймили буквой T за воровство и M за убийство. Продолжали клеймить даже во время Крымской войны 1854—1856: дезертиров — буквой D, а тех, кто опозорил честь родного полка, — BC. В 1844 капитан корабля Джонатан Уолкер, помогавший бежать семи рабам, был приговорен к стоянию у позорного столба (его забрасывали тухлыми яйцами), семи годам тюрьмы и выплате за каждого раба по 600 долларов и клеймению правой руки буквами SS (от slave stealer — «похититель рабов»). Клеймение преступников проникло в Россию под влиянием византийского права, а также под влиянием татар. Клеймение преступников — наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присуждённое наказание, сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей). Цель — предупреждение побегов и отделение преступников от мирного населения. Пожалуй, это одно из самых старых наказаний. Ему подвергали людей, которых хотели отметить на будущее. Так, в древности клеймили рабов, особенно беглых. Во многих странах клеймили преступников, особенно воров и мятежников. Самым распространенным было выжигание какого-то знака раскаленным железом, клеймо такого типа было достаточно глубоким и избавиться от него было крайне сложно. Кроме выжигания, достаточно часто клеймо наносили татуировкой, так делали еще во времена фараонов Египта, когда рабам на плече наносили татуировку в виде имени владельца. Штампы с различными эмблемами или буквами в руках палача уже были готовые, мастера уже научились закреплять на поверхности острые иглы в виде контура изображения, оставалось только ткнуть им в хорошо заметную часть тела. Затем еще в свежую рану втиралась красящая жидкость. Не исключено, что такие чернила (что это было - неизвестно) усугубляли боль и инфицирование раны, а, может, и наоборот. В Древней Греции рабов и преступников клеймили раскаленным железом или надрезом на теле с последующим втиранием красящего вещества (стигма - от греч. «укол»). Пойманных рабов клеймили еще раз буквой Ф («феутикос» «беглый»)…На Востоке клейма имеют более символическое значение. Так, в Индии похитителя золота у жреца клеймили изображением собачьей ноги, убийцу брамана — изображением обезглавленного человека. Очень часто такие клейма ставили в Китае, где их наносили не только рабам, но даже наложницам. Клеймение Римляне выжигали букву «F» (лат. «fugitivus» — «беглый») на рабах, бывших в бегах; клеймо налагалось и на преступников, осуждённых на работы в рудниках. Константин Великий повелел, чтобы клейма налагались на руки, плечи и икры, но не на лицо, созданное по образу и подобию Божию. Еще в Библии описана «Каинова печать». В Средние века клеймение преступников было в большом ходу и поддерживалось каноническим правом и инквизиционной практикой. В Швейцарии ************* клеймили на губах раскалённым железом. Клеймение В Японии клеймо наносилось на лицо, икры, ступни и ладони людей-изгоев, преступников, чьи слова и поступки могли вызвать неудовольствие со стороны властей. Широко применяли клеймение заключенных и мексиканские ацтеки. Их метки были изготовлены на длинных металлических шестах, которые накладывались поперек тела. В результате образовывались ожоги в виде полос. Не исключено, что именно отсюда пошел обычай надевать на арестантов полосатые одежды. В эпоху позднего Средневековья клеймо также помогало при идентификации преступников. У каждого города была своя «метка». Метки делились по видам преступлений. Хорошо выполненное клеймо помогало разоблачить рецидивиста, поэтому палачи, прекрасно осознающие свою значимость в деле раскрытия преступления, очень старались. В Англии в XVII веке клеймили воров: пойманному в первый раз у основания большого пальца выжигали литеру «T» - первую букву слова «thief», т. е. «вор», если же он попадался во второй раз его беспощадно вешали. В музее Тауэра сохраняется специальный зажим, в котором защимляли руку преступника перед выжиганием такого клейма. Но ведь можно было сунуть в лапу палачу монетку и тот приложил бы холодное клеймо. Во Франции клеймение каторжников, на правом плече, буквами «ТF» (фр. «travaux forcés»), было сохранено даже Уголовным кодексом 1810 г. и было отменено лишь в 1832 г. Даже знаменитый Видок - первый начальник французской тайной полиции Сюртэ, бывший каторжник, имел на плече литеру «G» - «galera», как тогда называли каторгу. Наверно самое известное клеймо упомянуто в «Трех мушкетерах» Дюма - там на плече обольстительной леди Винтер горела лилия, клеймо королевской Франции. Еще в США до ликвидации рабства допускалось клеймение беглых или склонных к побегу, рабов. В Мексике, во время войны с США, клеймили женщин, замеченных в интимных отношениях с американскими оккупантами - отрезанием ушей и выжиганием на лбу литер «US». Клеймение В Англии ************ получали на лоб букву B, мошенники — R, бродяги — V на грудь, а скандалисты — F. Тех, кого в Средние века отдавали на суд Церкви, обычно клеймили буквой T за воровство и M за убийство. Продолжали клеймить даже во время Крымской войны 1854—1856: дезертиров — буквой D, а тех, кто опозорил честь родного полка, — BC. В 1844 капитан корабля Джонатан Уолкер, помогавший бежать семи рабам, был приговорен к стоянию у позорного столба (его забрасывали тухлыми яйцами), семи годам тюрьмы и выплате за каждого раба по 600 долларов и клеймению правой руки буквами SS (от slave stealer — «похититель рабов»). Клеймение преступников проникло в Россию под влиянием византийского права, а также под влиянием татар. Впервые о нём упоминает двинская уставная грамота 1398 г. , которая, установив смертную казнь за третью кражу, присовокупляет: «а татя всякого пятнати». Из дальнейших законодательных актов вновь говорится о клеймении лишь в указе 10 февраля 1637 г. , которым царь Михаил Фёдорович заменил для подделывателей монеты смертную казнь кнутом и пожизненным тюремным заключением, а для улики велел клеймить их на щеках словом «вор», дабы эти воры были «знатны». «Соборное уложение 1649 года» не упоминает о клеймах, но та же цель достигалась отрезанием ушей: за первую кражу добавочным наказанием служило отрезание левого уха, за вторую кражу отрезали правое ухо; если же попадался в краже человек, у которого обрезаны оба уха, то это служило доказательством, что он уже два раза был обвинен в татьбе, и тогда он предавался смертной казни. У осуждённого за первый разбой отрезали правое ухо, а за второй — полагалась смертная казнь. Новоуказные статьи 22 января 1669 г. заменили отрезание уха, как признак судимости, отсечением пальцев рук и ног в тех видах, чтобы эти признаки точнее указывали на характер преступления, за которое обвиняемый был раньше осуждён. Клеймение в собственном смысле этого слова введено было указом 3 мая 1691 г. (до того «бунтовщики» 1662 г. были заклеймены буквой «Б»), которым повелено всех почему-либо освобождённых от смертной казни ссылать, запятнав буквой «В»:«для того, буде впредь кто из тех воров из ссылки сбежит, а объявится в Москве, было бы потому познать». В дополнение к этому указу, 22 января 1692 г. было постановлено:«которые ссыльные клейменные объявятся на Москве, тех клеймить вдругоряд и ссылать, а объявятся в третьи с воровством или без оного — казнить смертью». С 1698 г. ссыльных преступников, замеченных «в воровстве», клеймили в Сибири, в каждом городе, особым клеймом. Указом 5-го февраля 1705 г. Пётр I ввёл для всех обвинённых в татьбе и в разбоях и во всяких воровствах новое клеймо, и — «натирать те пятна порохом многажды накрепко, чтобы те пятна на них ворах были знатны по смерть их»; колодников, которые уже прежде заклеймены были, повелено было при этом переклеймить новым клеймом, а у важнейших преступников, которые, вместо смертной казни, будут наказаны кнутом и запятнаны, вырезать ноздри и ссылать на вечную каторгу. Указом 15 января 1724 г. предписано было у осуждённых на вечную каторгу «вынимать ноздри до кости», с тем, чтобы эта мера распространена была и на наказанных уже колодников, у которых «ноздри выняты мало знатны». От заклеймения и вырезания ноздрей не освобождал ни пол, ни возраст, ни общественное положение. В 1746 г. , вместо клеймения на щеке или на лбу целым словом «вор», повелено было клеймить в три приема, ставя «во лбу ВО, на правой щеке Р, а на левой Ъ». На практике для наложения клейм употреблялись различные штемпели, вследствие чего сенат в 1754 г. постановил «стемпели, сколько надлежит, сделать юстиц-коллегии и во все губернии, провинции и города разослать, дабы во всех местах знаки были равны». В то же время установлена новая форма клеймения, по которой предписано на лбу ставить одну только литеру «В», а на щеках — «О» и «Р». Указом 25 декабря 1817 г. отменено рвание ноздрей. Наложение клейма было сохранено и «Сводом» 1832 и 1842 гг. , и «Уложением о наказаниях» 1845 г. ; последним определено только, вместо прежнего клейма «вор», ставить на лбу букву «К», на правой щеке «А», а на левой «Т» («каторжный»). Клеймению подлежали осуждённые на каторжную работу; наложение клейм непосредственно следовало за наказанием плетьми, также публично и рукой палача. Первоначально клеймение имело характер полицейской меры, установленной в видах предотвращения побегов, но «Уложение 1845 г». возвело его на степень добавочного позорящего наказания. От клеймения освобождены были 70-летние старцы, несовершеннолетние, не достигшие 21 года (женщины освобождены были от клеймения и рвания ноздрей ещё Елизаветой Петровной, в 1757 г. ), лица привилегированных сословий, а также получившие некоторое образование или служившие по выборам городских и сельских обществ; затем, в 1830 г. , от клеймения изъяты были все нижние военные чины, так как «Государь Император признал род наказания сего несоответствующим военному званию». Указом 21 июля 1845 г. постановлено было у каждого беглого из ссыльнопоселенцев, вне Сибири пойманного, и у каждого беглого каторжного ставить на правой руке, ниже локтя, и на лопатке клейма с буквами «СБ» или «СК» («ссыльнобеглый», «ссыльнокаторжный»), причём за каждый новый побег ставят новые клейма, спускаясь ниже по руке и лопатке; на всех бродяг и беглых, объявляющих себя не помнящими родства или называющих себя ложными именами, налагать знак на правой руке, ниже локтя, с буквой «Б» («бродяга» или «беглый»). Клейма эти налагались по постановлению губернского правления той губернии, где беглый был задержан, фельдшером, в присутствии чиновника полиции, уездного стряпчего и врача, на которого закон возлагал ответственность за правильное наложение клейм. Впоследствии, по настоянию медицинского совета, врачи были освобождены от участия в наложении клейм. Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором - пробойником. на котом остроконечными иглами гравировалось изображение, приставляя его к телу и ударяя по тупому концу молотком, наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом до 1846 г. , а с этого времени — особо изобретённым для того в медицинском совете составом (смесь индиго и туши). В указе 1705 г. предписывалось натирать ранки порохом «многажды накрепко», чтобы преступники «тех пятен ничем не вытравливали». Для наложения клейм «СК» и «СБ» изобретены были в то же время особые машинки с курком и пружиной, которые вдавливали клейма в руку преступнику. Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать «правильным» ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал: «пятнать их новым клеймом». Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных «умельцев», благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны. Уже в XIX в. просвещённые чиновники понимали всю дикость клеймения. Особенно живо обсуждалась эта проблема в начале царствования Александра I, когда стало известно дело о двух крестьянах, приговорённых за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск. Но вскоре выяснилось, что оба они не виноваты, им дали вольную и постановили: «к поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевания по лицам следует снабдить их видом (документом), свидетельствующим невинность». Клеймение отменено указом от 17 апреля 1863 г. Государственный совет признал, что клеймение как полицейская мера, установленная в видах предупреждения побегов преступников и облегчения поимки их, не достигает цели, так как практика убеждает, что клейма весьма часто вытравливаются различными способами, предотвратить которые нет никакой возможности; во всяком случае, польза от этой меры, если бы даже она и оказалась целесообразной и не была жестокой, не может идти в сравнение с ужасом тех, вероятно, нередких случаев, когда человек, заклеймённый вечным позором, оказывается впоследствии осуждённым невинно.
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#53940
Врачи сказали пациенту, что после ампутации возможны фантомные боли. Но никто не предупредил о том, как холодные пальцы ампутированной руки будут чесать другую.