Феномен сонного параличаСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
416 19 мин 27 сек
Они один за другим умирали во сне, от дома их отделяли тысячи километров. Их средний возраст 33 года. Все, за исключением одного, то есть 116 из 117 – здоровые мужчины, иммигранты из юго-восточной Азии, которые жили в Америке меньше года. Пик смертей выпал на начало 1980-х годов. Мужчины, представители народности хмонг, находили свою смерть во сне. Почему – никто не мог понять. Никто из них не болел. Все жили в разных американских городах. Общего у них было принадлежность к одной культуре и страна, из которой все они приехали – Лаос. Больше ничего. Доктора дали этому случаю символическое название, которым, можно сказать, расписались в своей беспомощности: «синдром внезапной ночной смерти». Это никак не помогло понять причин таинственного недуга, и уж тем более лечить его, но стало значительно легче собирать посвященные ему научные конференции. Через 25 лет профессор Университета Калифорнии (Сан-Франциско) Шелли Адлер собрала и обобщила все сведения о загадочных смертях. Она взяла множество интервью у представителей диаспоры хмонг, изучала существующую научную литературу по данному вопросу. Как результат появилась книга «Сонный паралич: ночные духи, ноцебо и связь тела с сознанием» – исследование о том, как сознание оказывает влияние на биологию. Вывод, к которому пришла Адлер ошеломляет: в некотором смысле мужчины хмонги были убиты собственной верой в злых духов. К 1986 году уровень смертности среди хмонгов снизился, но эпидемиологический факт так и остается без объяснений. Адлер к этому времени занималась в Университете Калифорнии изучением традиционных верований, связанных с явлением, которое она сама называла «ночными приступами, сжимающими душу». В научной литературе название у этого явления «сонный паралич». Что примечательно, сонный паралич известен практически во всех культурах, и почти везде ассоциируется с ночным злым духом. В Индонезии он знаком как диджонтон (сдавленный). В Китае – бей ги йа (во власти призрака). Венграм его называют божоркани-нимас (схваченный ведьмой). Жители острова Ньюфаундленд называют ночного духа олд хаг (кикимора). Голландское название ближе всего к английскому (night-mare) что означает «ночная ведьма». Корень mare, по всей видимости, произошел или от германского mahr или от древнескандинавского mara. Так называли мистическое существо женского пола, которое, по словам Адлер «садится на грудь спящего, вызывая удушье». В различных культурах визиты «ведьмы, которая душит спящих» описываются довольно похоже. Жертва всегда уверена, что бодрствует, окружающий мир выглядит абсолютно реалистично, но пошевелиться они не в состоянии. Человека переполняет «неописуемый страх и ужас», он чувствует, будто кто-то сжимает его грудь, становиться трудно дышать. Механизм такого явления ученые понимают довольно хорошо. Паралич, сжатие грудной клетки – все это в подробностях описано в научной литературе, посвященной нарушениям сна. Сонный паралич возникает, когда фаза быстрого сна происходит «в неправильном порядке». В стадии быстрого сна наш мозг блокирует движения тела; мы временно парализованы. Это нормально. Но мы не должны бодрствовать, переживая фазу быстрого сна. А сонный паралич происходит именно так: мозг смешивает состояния, которые должны наступать последовательно. Тут и приходит «время ночной ведьмы». Люди, которые пережили сонный паралич, говорили, что ощущали в это время присутствие чего-то ужасного, злого и потустороннего. «Я знаю, что оно было там. Зловещее присутствие… но защищаться не мог, не мог и пальцем шевельнуть», – говорил один из собеседников Адлер. Такого рода ощущения описывают представители многих культур; даже если называют их по другому. «Я пережил сонный паралич два раза, в студенческие годы. Нельзя передать, какой это был смертельный ужас. Я видел – нет, чувствовал – что слева от меня стоит «зло». Что это было за зло, и откуда я знал, что оно так омерзительно – незнаю. Но знаю, что оно было там. Пока это продолжалось, зло подходило все ближе. Я чувствовал – убить меня оно не может. Слишком мало для этого. Ощущение было таким, словно за этим присутствием есть нечто еще. Возможно то, что называют душой, хотя я убежденный материалист. Я проснулся в таком ужасе, какого не испытывал никогда в своей жизни. Непреодолимый страх. Непередаваемый кошмар. Когда, позднее, я прочел о сонном параличе, то сразу же опознал в «ночной ведьме» мое ночное зло». Но существует и существенная разница между тем сонным параличом, который знаком многим из нас и тем, что переживали иммигранты хмонги в 80-х годах прошлого века. Обычный сонный паралич – опыт крайне неприятный, но безвредный. То, что происходило с мужчинами народности хмонг – убивало. Они один за другим умирали во сне, от дома их отделяли тысячи километров. Их средний возраст 33 года. Все, за исключением одного, то есть 116 из 117 – здоровые мужчины, иммигранты из юго-восточной Азии, которые жили в Америке меньше года. Пик смертей выпал на начало 1980-х годов. Мужчины, представители народности хмонг, находили свою смерть во сне. Почему – никто не мог понять. Никто из них не болел. Все жили в разных американских городах. Общего у них было принадлежность к одной культуре и страна, из которой все они приехали – Лаос. Больше ничего. Доктора дали этому случаю символическое название, которым, можно сказать, расписались в своей беспомощности: «синдром внезапной ночной смерти». Это никак не помогло понять причин таинственного недуга, и уж тем более лечить его, но стало значительно легче собирать посвященные ему научные конференции. Через 25 лет профессор Университета Калифорнии (Сан-Франциско) Шелли Адлер собрала и обобщила все сведения о загадочных смертях. Она взяла множество интервью у представителей диаспоры хмонг, изучала существующую научную литературу по данному вопросу. Как результат появилась книга «Сонный паралич: ночные духи, ноцебо и связь тела с сознанием» – исследование о том, как сознание оказывает влияние на биологию. Вывод, к которому пришла Адлер ошеломляет: в некотором смысле мужчины хмонги были убиты собственной верой в злых духов. К 1986 году уровень смертности среди хмонгов снизился, но эпидемиологический факт так и остается без объяснений. Адлер к этому времени занималась в Университете Калифорнии изучением традиционных верований, связанных с явлением, которое она сама называла «ночными приступами, сжимающими душу». В научной литературе название у этого явления «сонный паралич». Что примечательно, сонный паралич известен практически во всех культурах, и почти везде ассоциируется с ночным злым духом. В Индонезии он знаком как диджонтон (сдавленный). В Китае – бей ги йа (во власти призрака). Венграм его называют божоркани-нимас (схваченный ведьмой). Жители острова Ньюфаундленд называют ночного духа олд хаг (кикимора). Голландское название ближе всего к английскому (night-mare) что означает «ночная ведьма». Корень mare, по всей видимости, произошел или от германского mahr или от древнескандинавского mara. Так называли мистическое существо женского пола, которое, по словам Адлер «садится на грудь спящего, вызывая удушье». В различных культурах визиты «ведьмы, которая душит спящих» описываются довольно похоже. Жертва всегда уверена, что бодрствует, окружающий мир выглядит абсолютно реалистично, но пошевелиться они не в состоянии. Человека переполняет «неописуемый страх и ужас», он чувствует, будто кто-то сжимает его грудь, становиться трудно дышать. Механизм такого явления ученые понимают довольно хорошо. Паралич, сжатие грудной клетки – все это в подробностях описано в научной литературе, посвященной нарушениям сна. Сонный паралич возникает, когда фаза быстрого сна происходит «в неправильном порядке». В стадии быстрого сна наш мозг блокирует движения тела; мы временно парализованы. Это нормально. Но мы не должны бодрствовать, переживая фазу быстрого сна. А сонный паралич происходит именно так: мозг смешивает состояния, которые должны наступать последовательно. Тут и приходит «время ночной ведьмы». Люди, которые пережили сонный паралич, говорили, что ощущали в это время присутствие чего-то ужасного, злого и потустороннего. «Я знаю, что оно было там. Зловещее присутствие… но защищаться не мог, не мог и пальцем шевельнуть», – говорил один из собеседников Адлер. Такого рода ощущения описывают представители многих культур; даже если называют их по другому. «Я пережил сонный паралич два раза, в студенческие годы. Нельзя передать, какой это был смертельный ужас. Я видел – нет, чувствовал – что слева от меня стоит «зло». Что это было за зло, и откуда я знал, что оно так омерзительно – незнаю. Но знаю, что оно было там. Пока это продолжалось, зло подходило все ближе. Я чувствовал – убить меня оно не может. Слишком мало для этого. Ощущение было таким, словно за этим присутствием есть нечто еще. Возможно то, что называют душой, хотя я убежденный материалист. Я проснулся в таком ужасе, какого не испытывал никогда в своей жизни. Непреодолимый страх. Непередаваемый кошмар. Когда, позднее, я прочел о сонном параличе, то сразу же опознал в «ночной ведьме» мое ночное зло». Но существует и существенная разница между тем сонным параличом, который знаком многим из нас и тем, что переживали иммигранты хмонги в 80-х годах прошлого века. Обычный сонный паралич – опыт крайне неприятный, но безвредный. То, что происходило с мужчинами народности хмонг – убивало.
Адлер на протяжении многих лет занималась изучением культуру народности хмонг и веру этих людей в ночных духов, которых они называют «цог цуам». Она ездила по местам, где случались мистические смерти, общалась со многими иммигрантами хмонг, собрала десятки свидетельств переживших сонный паралич, изучила все, что было собрано другими исследователями. Один 49-и летний мужчина, переживший это, описал свой опыт так:«Это произошло спустя несколько месяцев, после моего приезда в Америку. Я лег спать. Выключил свет и… неожиданно почувствовал, что не могу двигаться. Я попытался пошевелить рукой, но не мог. Я пытался снова и снова – безуспешно. Я понял, что это цог цуам. Я очень испугался. Еле дышал. Думал: «Кто мне поможет? Что, если я умру?»Адлер выяснила, что посещения «ночных ведьм» были вписаны в систему традиционных верований народности хмонг (как анималистов, так и христиан). Она предположила, что вера в цог цуам и панический страх перед ее появлением мог стать фактором, провоцирующим или усугубляющим приступы сонного паралича. «Когда хмонг не молится как положено; когда он не выполняет, как следует, религиозные ритуалы, забывает принести жертву или что-то еще в этом роде – духи предков или духи деревни перестают его охранять, – объяснил один из хмонгов. – И тогда злой дух имеет право прийти и забрать его». В конце 1970-х и начале 1980-х годов у хмонгов хватало причин, по которым они не могли выполнять все, что требует их вера. Хмонги получили разрешение на иммиграцию в Америку после Войны во Вьетнаме. Многие из них вели партизанскую войну против правительства Лаоса на американской стороне. Когда лаосские коммунисты победили, в США хлынул поток иммигрантов-хмонгов, которым на родине грозила расправа. Американское правительство решило рассеять диаспору хмонгов по 53 разным городам Америки, чтобы избежать образования крупных поселений иммигрантов. Но хмонги почти сразу же организовали второе переселение, и обосновались, в основном, в Калифорнии, Висконсине и Миннесоте. Иммигрантам в США всегда приходится сталкиваться с множеством проблем. Миннеаполис или Фресно совсем не похожи на высокогорный Лаос с его животноводством и охотой. Безработица была чрезвычайно высокой и многие чувствовали, что теряют почву под ногами. Некоторые хмонги не могли чтить память своих предков так, как делали это на родине. И знали, что за рискуют встретиться с цог цуам. Когда страшная ночная ведьма появлялась, надо было вызвать шамана и провести обряд. Но хмонги, раскиданные по разным концам страны, далеко не всегда имели возможность найти нужного человека. А без исполнения традиционных ритуалов, без шаманов и в чуждой культурной среде они чувствовали себя беззащитными. Адлер делает выводы, что лаосские иммигранты были в каком-то смысле убиты своими мощными культуральными верованиями в существование ночных духов. «На сильный и продолжительный стресс, вызванный разрывом с собственной культурой и переселением в чуждую среду накладывалась вера в злых духов, обладающих властью убить человека, не выполняющего религиозных обрядов. В итоге одинокие мужчины хмонги вынуждены были жить в постоянном мистическом страхе перед посещением ночной ведьмы, что, в конечном итоге, могло привести к смерти». Адлер считает странные смерти хмонгов проявлениями эффекта ноцебо. Эффект ноцебо довольно плохо изучен. Причины этому преимущественно этические – исследование этого эффекта может быть сопряжено с нанесением вреда человеку. Однако те немногие научные работы, которые все же проводились, доказывают, что ноцебо – реальное явление обладающее большой силой. К примеру, люди, которым говорили, что у них повышенная чувствительность к электромагнитному излучению сигналов мобильных телефонов, начинали испытывать изнуряющие головные боли. Но если существуют внешние проявления веры, почему бы не быть и внутренним? Будет логичным предположить, что чем сильней человек во что-то верит, тем мощней воздействие, которому подвергается его организм, даже если верования, о которых идет речь, касаются чего-то вовсе ненаучного. Если вы все еще сомневаетесь, что эффект ноцебо может действительно привести к безвременной смерти, у Адлер имеется еще один убедительный пример. Группа ученых сделала удивительное открытие: американцы китайского происхождения, если они были рождены в «несчастливые» с точки зрения китайской астрологии года и болели какой-то болезнью, умирали раньше, чем больные той же болезнью, родившиеся в «счастливые» года. То есть люди, родившиеся в годы, который считается «плохим» для здоровья легких, умирают от болезней легких в среднем на 5 лет раньше, чем такие же больные, но родившиеся в другие годы. Ничего подобного с представителями других национальностей, живущих среди китайцев, не наблюдалось. Причем то, насколько раньше эти люди умирают, напрямую связано с тем, насколько «сильна их связь с традиционной культурой Китая». Есть о чем задуматься. Если человек родился под несчастливой звездой, он умирает на 5 лет раньше, чем рожденный под счастливой, от одной и той же болезни. Но лишь в том случае, если он верит в китайскую астрологию. Адлер называет это явление «этнической биологией». «Поскольку отношение к действительности может иметь биологические последствия, и это отношение различно в разных культурах, то в зависимости от культурного контекста биологические процессы в одинаковых условиях могут протекать по-разному, – говорит она. – Другими словами, биология «национальна». Мы пока очень мало знаем о том, как наше сознание связано с телом. Изучение сонного паралича сможет дать нам ключ к разгадке этой тайны.
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#50820
Она зашла в детскую, чтобы посмотреть на своего спящего малыша. Окно было открыто, а кровать пуста.