Демон самоубийстваСтрашные рассказы, мистические истории, страшилки
768 39 мин 17 сек
Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения, младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка, шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестpа с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа. Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка… О статистике самоубийств я говорил в разделе «Убийственные цифры и факты XX века». В этой главе зачерпнем тему более широкой сетью. С чего начать? Да вот хотя бы с литературы - скажем, с Василия Розанова:«Когда жизнь перестает быть милою, для чего же жить?- Ты впадаешь в большой грех, если умрешь сам. - Дьяволы: да заглянули ли вы в тоску мою, чтобы учить теперь, когда все поздно. Какое дело мне до вас? Какое дело вам до меня? И умру и не умру - мое дело. И никакого вам дела до меня. Говорили бы живому. Но тогда вы молчали. А над мертвым ваших речей не нужно «. Интерес к проблеме самоубийства проявляли многие писатели, но болезненнее всех, пожалуй, Ф. М. Достоевский. По пространству его романов и дневников положительно невозможно пройти без содрогания - непременно наткнешься на человека, наложившего на себя руки. Впрочем, виною здесь не только тяга писателя к «проклятым вопросам», но и русская действительность. Хроникер, задающий вопрос герою «Бесов» Кириллову: «Разве мало самоубийств?» - это живая реальность. В прессе тех лет Достоевский читал: «В последнее время газеты сообщали почти ежедневно о разных случаях самоубийства. Какая-то дама бросилась недавно в воду с елагинской «стрелки» в то время, когда муж ее пошел к экипажу за конфектами; в Измайловском полку застрелился молодой офицер; застрелился еще какой-то мальчик, лет 16-ти или 17-ти; на Митрофаньевском кладбище найден, с порезанным горлом, кронштадтский мещанин, зарезавшийся от любви; в Москве девушка, соблазненная каким-то господином, утопилась от того, что другой господин назвал ее «содержанкою». Цитата, приведенная выше, относится к 1871 году. А всего лишь за период с 1870 по 1887 год в России покончили самоубийством 36 тысяч человек. Писательница Л. X. Симонова-Хохрякова вспоминает, что, общаясь с Достоевским, несколько раз беседовала с ним на эту тему. «Федор Михайлович был единственный человек, - пишет она, - обративший внимание на факты самоубийства; он сгруппировал их и подвел итог, по обыкновению глубоко и серьезно взглянув на предмет, о котором говорил. Перед тем, как сказать об этом в «Дневнике [писателя]», он следил долго за газетными известиями о подобных фактах, - а их, как нарочно, в 1876 г. явилось много, - и при каждом новом факте говаривал: «Опять новая жертва и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они (то есть медики) не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, а в наше время и от прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а не сумасшествие». В «Дневнике писателя» (октябрь 1876 г. ) есть глава под названием «Два самоубийства». В ней Ф. М. Достоевский, в частности, пишет:«Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и до того понятны, что и думать не о чем, смотреть даже не на что и не стоит. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что (случается, даже и нередко) - не в силах, наконец, их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, - он прибегает к другого рода упрощению и просто-запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противуположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий». Теорию писатель тут же иллюстрирует примером из жизни: «Кстати, один из уважаемых моих корреспондентов сообщил мне еще летом об одном странном и неразгаданном самоубийстве, и я все хотел говорить о нем. В этом самоубийстве все, и снаружи и внутри, - загадка. Эту загадку я, по свойству человеческой природы, конечно, постарался как-нибудь разгадать, чтобы на чем-нибудь «остановиться и успокоиться». Самоубийца - молодая девушка лет двадцати трех или четырех не больше, дочь одного слишком известного русского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти уже совсем не русская по воспитанию (речь идет о 17-летней Елизавете Герцен, дочери А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончившей жизнь самоубийством из-за неразделенной любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 г). В газетах, кажется, смутно упоминалось о ней в свое время, но очень любопытны подробности: «Она намочила вату хлороформом, обвязала себе этим лицо и легла на кровать… Так и умерла. Перед смертью написала следующую записку:«Je m`en vais entreprende un long voyage. Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения, младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка, шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестpа с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа. Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка… О статистике самоубийств я говорил в разделе «Убийственные цифры и факты XX века». В этой главе зачерпнем тему более широкой сетью. С чего начать? Да вот хотя бы с литературы - скажем, с Василия Розанова:«Когда жизнь перестает быть милою, для чего же жить?- Ты впадаешь в большой грех, если умрешь сам. - Дьяволы: да заглянули ли вы в тоску мою, чтобы учить теперь, когда все поздно. Какое дело мне до вас? Какое дело вам до меня? И умру и не умру - мое дело. И никакого вам дела до меня. Говорили бы живому. Но тогда вы молчали. А над мертвым ваших речей не нужно «. Интерес к проблеме самоубийства проявляли многие писатели, но болезненнее всех, пожалуй, Ф. М. Достоевский. По пространству его романов и дневников положительно невозможно пройти без содрогания - непременно наткнешься на человека, наложившего на себя руки. Впрочем, виною здесь не только тяга писателя к «проклятым вопросам», но и русская действительность. Хроникер, задающий вопрос герою «Бесов» Кириллову: «Разве мало самоубийств?» - это живая реальность. В прессе тех лет Достоевский читал: «В последнее время газеты сообщали почти ежедневно о разных случаях самоубийства. Какая-то дама бросилась недавно в воду с елагинской «стрелки» в то время, когда муж ее пошел к экипажу за конфектами; в Измайловском полку застрелился молодой офицер; застрелился еще какой-то мальчик, лет 16-ти или 17-ти; на Митрофаньевском кладбище найден, с порезанным горлом, кронштадтский мещанин, зарезавшийся от любви; в Москве девушка, соблазненная каким-то господином, утопилась от того, что другой господин назвал ее «содержанкою». Цитата, приведенная выше, относится к 1871 году. А всего лишь за период с 1870 по 1887 год в России покончили самоубийством 36 тысяч человек. Писательница Л. X. Симонова-Хохрякова вспоминает, что, общаясь с Достоевским, несколько раз беседовала с ним на эту тему. «Федор Михайлович был единственный человек, - пишет она, - обративший внимание на факты самоубийства; он сгруппировал их и подвел итог, по обыкновению глубоко и серьезно взглянув на предмет, о котором говорил. Перед тем, как сказать об этом в «Дневнике [писателя]», он следил долго за газетными известиями о подобных фактах, - а их, как нарочно, в 1876 г. явилось много, - и при каждом новом факте говаривал: «Опять новая жертва и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они (то есть медики) не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, а в наше время и от прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а не сумасшествие». В «Дневнике писателя» (октябрь 1876 г. ) есть глава под названием «Два самоубийства». В ней Ф. М. Достоевский, в частности, пишет:«Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и до того понятны, что и думать не о чем, смотреть даже не на что и не стоит. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что (случается, даже и нередко) - не в силах, наконец, их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, - он прибегает к другого рода упрощению и просто-запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противуположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий». Теорию писатель тут же иллюстрирует примером из жизни: «Кстати, один из уважаемых моих корреспондентов сообщил мне еще летом об одном странном и неразгаданном самоубийстве, и я все хотел говорить о нем. В этом самоубийстве все, и снаружи и внутри, - загадка. Эту загадку я, по свойству человеческой природы, конечно, постарался как-нибудь разгадать, чтобы на чем-нибудь «остановиться и успокоиться». Самоубийца - молодая девушка лет двадцати трех или четырех не больше, дочь одного слишком известного русского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти уже совсем не русская по воспитанию (речь идет о 17-летней Елизавете Герцен, дочери А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончившей жизнь самоубийством из-за неразделенной любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 г). В газетах, кажется, смутно упоминалось о ней в свое время, но очень любопытны подробности: «Она намочила вату хлороформом, обвязала себе этим лицо и легла на кровать… Так и умерла. Перед смертью написала следующую записку:«Je m`en vais entreprende un long voyage. Si cela ne reussit pas qu`on se rassemble pour feter ma resurrection avec du Cliquot. Si cela reussit, je prie qu`on ne me laisse enterrer que tout a fait morte, puisqu`il est tres desagreable de se reveiller dans un cercueil sous terre. Ce n`est pas chic!»To есть по-русски:«Предпринимаю длинное путешествие. Если самоубийство не удастся, то пусть соберутся все отпраздновать мое воскресение из мертвых с бокалами Клико. А если удастся, то я прошу только, чтоб схоронили меня, вполне убедясь, что я мертвая, потому что совсем неприятно проснуться в гробу под землею. Очень даже не шикарно выйдет!»Достоевский не знал подлинного текста предсмертной записки Елизаветы Герцен, приведенного им в пересказе; подлинник же (в переводе с французского) таков:«Как видите, друзья, я попыталась совершить переезд раньше, чем следовало бы. Может быть, мне не удастся совершить его, - тогда тем лучше! Мы будем пить шампанское по случаю моего воскресения. Я не буду жалеть об этом - напротив. Я пишу эти строки, чтобы просить вас: постарайтесь, чтобы те же лица, которые провожали нас на вокзал при нашем отъезде в Париж, присутствовали на моем погребении, если оно состоится, или на банкете по случаю моего воскресения. Если меня будут хоронить, пусть сначала хорошенько удостоверятся, что я мертва, потому что, если я проснусь в гробу, это будет очень неприятно…»Комментируя предсмертную записку несчастной девушки, Достоевский, не ведая об истинных причинах самоубийства, пишет: «В этом гадком, грубом шике, по-моему, слышится вызов, может быть, негодование, злоба, - но на что же? Просто грубые натуры истребляют себя самоубийством лишь от материальной, видимой, внешней причины, а по тону записки видно, что у нее не могло быть такой причины (здесь, как я уже сказал выше, Достоевский ошибался, поскольку не знал всех обстоятельств этой истории, но, тем не менее, эти рассуждения представляются весьма интересными. ) На что же могло быть негодование?.. на простоту представляющегося, на бессодержательность жизни? Это те, слишком известные, судьи и отрицатели жизни, негодующие на «глупость» появления человека на земле, на бестолковую случайность этого появления, на тиранию косной причины, с которой нельзя помириться? Тут слышится душа именно возмутившаяся против «прямолинейности» явлений, не вынесшая этой прямолинейности, сообщившейся ей в доме отца еще с детства. И безобразнее всего то, что ведь она, конечно, умерла без всякого отчетливого сомнения. Сознательного сомнения, так называемых вопросов, вероятнее всего, не было в душе ее; всему она, чему научена была с детства, верила прямо, на слово, и это вернее всего. Значит, просто умерла от «холодного мрака и скуки», с страданием, так сказать, животным и безотчетным, просто стало душно жить, вроде того, как бы воздуху недостало. Душа не вынесла прямолинейности безотчетно и безотчетно потребовала чего-нибудь более сложного…»«Аристократически-развратному» уходу из жизни Достоевский противопоставляет самоубийство «нравственно-простонародное». Тут же он рассказывает следующую историю: «…Во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея, - «потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы». Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ (то есть икону). Этот образ в руках - странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто - стало нельзя жить, «Бог не захотел» и - умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль. Вот эта-то смерть и напомнила мне о сообщенном мне еще летом самоубийстве дочери эмигранта. Но какие, однако же, два разные создания, точно обе с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?»Достоевский подталкивает нас к само собой разумеющемуся ответу: конечно, куда больше мучилась кроткая, которая бросилась из окна от того, что не могла найти работы… Но вопрос, заданный им, безусловно, не просто неприличен, - он мерзок, ужасен, так же недопустим, как сравнение «хужести» тираний по числу их жертв. Жаль кроткую, выпавшую из окна. Но столь же жаль и молоденького 17-летнего комсомольца, покончившего с собой в знак протеста против введенного Лениным нэпа. В некрологе, помещенном в «Правде» от 20 мая 1922 года, по поводу этой смерти сказано:«Часто приходилось от него слышать, что прежде всего надо быть коммунистом, а потом уже человеком». Паренек был неодинок. Газеты то и дело сообщали о случаях самоубийств коммунистов, протестовавших против «измены революционным идеалам». Для многих людей самоубийство - письмо к миру, последняя возможность быть услышанным…Мы еще поговорим о наиболее распространенных причинах самоубийств, а пока обратимся к реалиям нашего времени. Анализируя статистику самоубийств, можно подметить некоторые важные закономерности. Например: число самоубийств в больших городах резко превышает этот показатель в сельской местности (за исключением некоторых племен, живущих в резервациях в Южной и Северной Америках, но об этом чуть ниже). Хроника происшествий, публикуемая московскими городскими газетами, просто нашпигована сообщениями о людях, тем или иных способом наложивших на себя руки. Вот несколько характерных сообщений. 12 января 1991 года. На станции метро «Чертановская» под поезд бросается женщина с грудным ребенком. Из-за ревности вешается молодой мужчина. Самоубийство в гостиничном номере. Из окна школы выбросился мальчик. В подъезде дома нашли повесившуюся женщину. Всего за неделю - 21 самоубийство. 1 июня 1991 года. Ученик 11-го класса выбросился из окна на седьмом этаже. 38-летняя женщина выбросила из окна 11-го этажа годовалого внука и следом прыгнула сама. Повесился восьмиклассник. Горничная гостиницы нанесла себе смертельный удар кухонным ножом в грудь. Научный сотрудник покончил с собой, выстрелив в голову из охотничьего ружья. Облил себя бензином и поджег молодой человек. Поссорившись с женой, выбросился с 17-го этажа милиционер. От практики вновь перейдем к теории и послушаем, что говорят о самоубийстве философ, священник и врач. П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгруииовых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук:«Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, которое на языке психологов называется - анонимность в толпе. Иначе говоря, это ситуация, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых, коллег, приятелей. Можно выделить три формы суицида:1. Истинный (когда человек действительно хочет убить себя). 2. Аффективный (с преобладанием эмоционального момента). 3. Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности). Первый в основном характерен для мужчин, второй и третий - для женщин. Причем истинный суицид, как правило, «удается» самоубийцам. Утверждать, что все самоубийцы - люди с психическими отклонениями, думаю, ошибочно. Среди них немало весьма интеллектуальных молодых людей. Но дело в том, что многие из них остро ощущают утрату перспектив профессионального роста, вызванную десятилетиями геронтократии (правления стариков), которая и в наше перестроечное время дает себя знать, в особенности в области науки». Добавлю от себя: не только науки. Подтверждения тому - поступающие известия о суициде из разных мест. В марте 1991 года агентство «Сибинформ» сообщило, что, по данным Алтайского краевого управления статистики, в январе 1991 года по сравнению с январем 1990-го зафиксирован резкий рост самоубийств. Процент роста составил более 200. В количественном отношении это выглядит так: январь 1990 года - 20 самоубийств, январь 1991 года - 65. Многие полагают, что далеко не последняя из причин такого роста - стремительно снижающийся уровень жизни и неуверенность в будущем. Не помогает здесь и традиционная тяга русского народа к православию, которое называет наложение на себя рук непрощенным грехом. «Рассматривая жизнь как дар Божий, - говорит настоятель московской церкви Покрова Богородицы протоиерей Иоанн Рязанцев, - Русская православная церковь трактует самоубийство как добровольное отречение от этого чудесного дара. Вот почему верующие люди считают самоубийц страшными грешниками… Однако, если быть откровенным, то за 36 лет приходской службы мне часто приходилось встречать и верующих, весьма склонных к суициду. Их счастье, что в церкви существует обряд исповеди: они имеют возможность своевременно получить утешение в скорбях, которое, увы, нельзя пока получить ни в исполкоме, ни в милиции, ни даже в семье». А вот мнение специалиста - руководителя Всесоюзного научно-методического суицидологического центра доктора медицинских наук А. Амбарцумовой:«Самоубийство - это социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенного конфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни. Поэтому неверно считать всех самоубийц сумасшедшими. На сегодняшний день соотношение самоубийц в столице составляет 21 на 100 тысяч человек, что весьма настораживает специалистов - цифра серьезная. Причин суицида много. Для Москвы, скажем, очень характерна такая причина, как одиночество, которое в сочетании с городскими суперстрессами социально-экономического характера приводит очень многих к роковому концу. Играет свою зловещую роль пресловутый микроконфликт: претензия личности к личности. Мы попросту не умеем нормально, по-доброму общаться друг с другом». Американский психолог из Колумбийского университета Джеффри Янг называет одиночество младшей сестрой депрессии. Не каждый одинокий человек страдает депрессиями, но каждый, кого они мучают, - одинок. А от депрессии до самоубийства путь порой бывает короче, чем из прихожей в комнату, к телефонному аппарату. Во многих странах сегодня существуют общества, бригады, группы по предотвращению самоубийств. По их данным, у большинства их несчастных клиентов мысли о самоубийстве возникают именно из-за одиночества. Проблемы молодых людей, как юношей, так и девушек, связаны в первую очередь с тем, что они не могут найти себе партнера или же не в состоянии наладить с ним такие отношения, которые удовлетворяли бы обоих. Среди людей старшего возраста это в основном женщины, у которых вдруг опустел дом, когда выросшие дети вылетели из гнезда, или которых оставил муж. 20 октября 1977 года повесилась в собственном гараже Мари Терез Вальтер, бывшая возлюбленная Пабло Пикассо. Ее дочь (прижитая от художника) заявила, что мать так и не смогла преодолеть своей бурной страсти к Пикассо и, когда он умер, решила, что должна следовать за ним, чтобы продолжать заботиться о нем. Точно так же спустя 9 лет поступила и официальная вдова художника - Жаклин Пикассо. »…Создавалось впечатление, что Пикассо остается для нее живым человеком, - вспоминает Аурелио Торренте, директор мадридского Музея современного искусства. - У входа в свой дом в Нотр-Дам-де-Ви она установила огромный портрет Пикассо, на котором особенно выделялись его глаза. Постоянно смотрела на этот портрет, советовалась с ним…»15 октября 1986 года, беседуя с Торренте по телефону, Жаклин обронила:- Прощайте, быть может, мы никогда больше не увидимся. - Что за глупости! - воскликнул Торренте. Жаклин промолчала. А на другой день выстрелила себе в висок. Галина Бениславская, возлюбленная Сергея Есенина, не стала ждать так долго, как вдова Пикассо. Она выстрелила в себя на его могиле меньше чем через год после гибели поэта. А. Мариенгоф пишет об этом так: «Свое предсмертное письмо, как мне передавали, Галя написала на папиросной коробке. Я читал его в музейной копии. «В этой могиле для меня все самое дорогое…» - написала она. Курила Галя по-мужски, глубоко затягиваясь и выпуская дым из носа. Если финка будет воткнута после выстрела в могилу, - стояло в конце письма, - значит, даже тогда я не жалела. Если жаль - заброшу ее далеко. Одна осечка. К сожалению, я не знаю, воткнула ли она финку в могилу или забросила ее далеко. Уж лучше бы воткнула. Стрелялась Галя из хлявенького револьверишки - из «бульдога». «Одиночество потому воспринимается как нечто ужасное, - объясняет доктор психологических наук Регула Фрейтаг, работающая в Обществе по предотвращению самоубийств (Германия), -что мы никак не можем понять: это состояние вообще присуще человеку. Любому из нас знакомо чувство, что он один на всем белом свете, что возможности выразить себя, как-то заявить о своем «я» в принципе очень ограниченны. Людям было бы неприятно это сознавать, и мысли об одиночестве они подсознательно стараются подавлять». Увы, попытка загнать джинна в бутылку не всегда бывает удачной. Всегда есть опасность, что пробку однажды выбьет. Когда немецкая актриса Мария Шелл приняла чрезмерную дозу снотворного, чтобы уйти из жизни, окружающие были потрясены - ведь она всегда была такой жизнерадостной, энергичной!.. Оказалось, что она просто маскировала свое одиночество: «Мне ведь никто не давал права отравлять окружающим жизнь из-за собственных неприятностей…»В актерской среде самоубийства - привычное дело. Причины, большей частью, сводятся к одному: потеря популярности, успеха и, как следствие, отсутствие предложений от продюсеров и режиссеров. Так, знаменитый актер немого кино Макс Линдер (Габриель Левьель) после 1922 года почувствовал падение популярности. Это привело к нервному заболеванию, а затем к самоубийству. В 1933 году мировая звезда танца Дженни Долли (она выступала вместе с сестрой Розой) попала в автомобильную аварию, после которой у нее осталось обезображенное лицо. Дженни Долли сказала, что врачи не помогли ей, сохранив жизнь. В 1941 году она повесилась на оконной раме в номере гостиницы. Голливудская актриса Клара Блэндик, известная по фильму «Волшебник страны Оз», ушла из жизни в 1962 году. Она надела свое самое нарядное платье, навела полный макияж, причесалась, набросила на плечи позолоченный платок, надела пластиковый пакет на голову (чтобы не испортить прическу), приняла таблетки и легла на кровать.
Тоже с помощью снотворного в 1958 году в возрасте 53 лет покончил с собой Филипп ван Занд, снявшийся за свою жизнь более чем в 300 фильмах. Вообще снотворные таблетки - излюбленное средство творческой богемы. Подобным образом ушла из жизни потерявшая красоту и успех французская певица Далида. К таблеткам прибегла и Мерилин Монро, почувствовавшая себя в какой-то момент брошенной и одинокой. Столкнувшись с неразрешимыми проблемами, даже сильные люди нередко готовы бежать из мира живых в царство Танатоса. «В 1926 г. , когда катастрофа была для меня слишком близкой, - пишет Михаил Зощенко, - когда противоречия и конфликты ужаснули меня и я не находил выхода, я увидел странный сон. Я увидел, что в мою комнату входит Есенин, который только недавно умер, повесился. Он входит в комнату, потирая руки, счастливый, довольный, веселый, с румянцем на щеках. Я в жизни никогда его таким не видел. Улыбаясь, он присаживается на кровать, на которой я лежу. Наклоняется ко мне, чтобы что-то сказать. Содрогаясь, я проснулся. Подумал: «Он явился за мной. Все кончено. Я, вероятно, умру». Но вот шли годы. Я позабыл об этом ночном инциденте. И только теперь, припоминая все, что было, припомнил этот сон. И тотчас понял, что он означал для меня в то время. Ведь он означал: посмотри, как мне теперь хорошо, взгляни, какой я теперь счастливый, здоровый, беззаботный. Милый друг, поступи, как я, и ты будешь в безопасности от тех ужасных бед, которые нас с тобой раздирали. Вот что означал этот сон, угодливо подсунутый мне низшим этажом (сознания), который страшится опасностей значительно, видимо, больше, чем страшится смерти, ибо не понимает, что это такое, - вернее, не понимает ее так, как мы понимаем ее разумом. Не этим ли объясняются многие нелепые смерти - от чепухи, от вздора, от незначительных болезней? Не в этом ли кроется одна из причин иных самоубийств, столь похожих на поспешное бегство, на бегство животного?Такого рода самоубийства инфантильны в высшей степени. За этим стремлением к смерти слишком заметен «неосознанный» детский страх перед сомнительной опасностью, перед сомнительным конфликтом». В своих рассуждениях Зощенко прав, да не очень. К одним людям это приложимо, к другим - ничуть. Можно ли назвать «сомнительными» опасность и конфликт, которые привели к самоубийству, скажем, Марину Цветаеву?Во времена сталинских репрессий многие видные партийные, государственные и военные деятели кончали с собой, когда видели, что вот-вот будут арестованы по ложным обвинениям. Иногда чекисты, приходившие для ареста, сами подсказывали несчастным людям такой выход. Среди тех, кто в 1930-х годах застрелился, спасаясь от репрессий, заместитель наркома обороны Ян Гамарник, Евгения Ежова (Хаютина), жена «разоблаченного» шефа НКВД. Но самоубийством кончали и те, кому не грозила опасность (по крайней мере, немедленная) ареста и тем более физического уничтожения. Безусловным вызовом были самоубийства Надежды Аллилуевой и близкого друга Сталина наркома Серго Орджоникидзе. Нередко добровольно уходили из жизни ученые, подвергшиеся при Сталине «проработке» и гонениям. Так, не выдержав травли, покончил с собой защищавший генетику физиолог Д. А. Сабинин. Ян Масарик, министр иностранных дел в послевоенной Чехословакии, пытался противостоять советизации своей страны, но безуспешно. В июле 1947 года, вернувшись из поездки в СССР, когда Сталин заблокировал участие Чехословакии в американском плане Маршалла, Масарик публично с горечью заявил: «Уезжал я министром иностранных дел, а возвращаюсь сталинским служкой». Прошло чуть более полугода, и Масарик, оставив на столе служебного кабинета предсмертное письмо, адресованное Сталину, шагнул в раскрытое окно-«живительный» источник самоубийств. Она предписывает жене после смерти мужа совершить сожжение на его кремационном костре. Из-за этого обычая процент самоубийств женщин в Индии в несколько раз выше, чем у мужчин. Впрочем, даже в благополучной Японии, где в 1988 году число самоубийств уменьшилось в целом на 2, 9 процента по сравнению с 1987 годом, среди женщин оно возросло па 1, 7 процента за тот же период. По мнению обозревателя газеты «Асахи», рост числа женщин-самоубийц вызван тем, что они все меньше связаны с традиционным домашним очагом и шире втягиваются в беспокойную жизнь технологического общества. Другие специалисты говорят, что почти три четверти самоубийств среди японок в настоящее время связаны с серьезными заболеваниями. Неизлечимая болезнь провоцирует на уход из жизни очень многих людей. В июне 1991 года Цзян Цин, 77-летняя вдова Мао Цзэдуна, страдавшая раком горла, покончила жизнь самоубийством. Это произошло на вилле близ Пекина, где она содержалась под стражей. (В 1981 году вдова покойного китайского лидера была приговорена к смертной казни, но через два года эту меру власти заменили на пожизненное заключение. )Лиля Брик, близкая подруга Маяковского, покончила с собой в старости из-за перелома шейки бедра. Будучи смертельно больным, хотел застрелиться Михаил Булгаков, просил у жены достать ему револьвер. Наложил на себя руки неизлечимо больной туберкулезом известный противник Ленина меньшевик Николай Чхеидзе. Французский революционер Поль Лафарг и его жена Лаура (дочь Карла Маркса) восприняли как болезнь старость. Почувствовав старческую немощь, они приняли яд. Похожа на неизлечимую болезнь и несчастная любовь. Осенью 1921 года в глухой промозглый вечер бросилась в Неву с Тучкова моста Анастасия Чеботаревская, жена писателя Федора Сологуба. Сологуб не поверил в ее смерть, думал, что жена просто ушла из дома и обязательно вернется. Каждый день во время еды прислуга ставила за столом обеденный прибор для Чеботаревской. Но когда пришла весна 1922 года, тело Чеботаревской прибило к набережной - неподалеку от дома, где она жила. Холодные воды реки не дали телу сильно разложиться, и Сологуб снял с руки жены обручальное кольцо. Существуют, правда, еще две версии современников о мотивах самоубийства Чеботаревской. Поэтесса И. Одоевпева считает, что был акт отчаяния, когда власти решительно отказали Сологубу и его жене в заграничной визе. А литературный критик Иванов-Разумник, близко знавший Сологуба, пишет об этом так: «Скончался Блок; был расстрелян Гумилев, -и А. Н. Чеботаревская решила, что «судьба жертв искупительных просит», намечая к гибели трех больших русских поэтов: третьим будет Сологуб. Но его можно еще спасти, если кто-нибудь пожертвует собой за него: вот она и бросилась в ледяную воду Невы с Тучкова моста…»Цитата из воспоминаний Б. Савинкова. Симптоматично, что герой известной повести Б. Савинкова «Конь бледный» кончает жизнь самоубийством. По официальной версии, автор, арестованный чекистами, последовал за своим героем, бросившись в лестничный пролет Лубянской тюрьмы. Это не всегда так. Э. Фромм игнорирует врожденный механизм агрессии и самоагрессии, способные проявляться и в тех случаях, когда у человека есть все условия для счастливого творчества. Смерть от собственного оружия в качестве возмездия за вероломство упомянута в текстах договоров князя Игоря с греками, однако утверждение Льва Диакона о самоубийстве у тавроскифов (росов) современные исследователи считают недостаточно подтвержденным.
В жизни каждого человека происходили необъяснимые, страшные, жуткие события или мистические истории. Расскажите нашим читателям свои истории!
Поделиться своей историей
Комментарии:
Оставить комментарий:
#66468
Ночью я выглянул в окно. На небе не было облаков. И звезд.